- Код статьи
- S160578800020754-5-
- DOI
- 10.31857/S160578800020754-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 81 / Номер 3
- Страницы
- 18-23
- Аннотация
В очерках Дмитрия Сергеевича Мережковского имя лорда Байрона нередко упоминается в одном ряду с мировыми классиками. Для русского писателя английский поэт стал “вечным спутником&8j1;, оказавшим глубокое влияние на его творчество. В статье исследуется образ Байрона, яркими штрихами запечатленный в книгах “Вечные спутники&8j1;, “Л. Толстой и Достоевский&8j1;, “Было и будет: Дневник: 1910– 1914&8j1;. Байрон интересовал Мережковского как тип художника, великий мастер слова, поэт будущего. Мережковскому удалось детально проанализировать его жизнь и творчество, уделив внимание таким проблемам и темам, как Байрон и Наполеон, “сверхчеловеческое&8j1;, религиозность поэта, появление в литературе нового героя, так называемый эгоизм гения, его вольнолюбивый революционный дух. В работе приводятся размышления Мережковского по поводу внутреннего “демонизма&8j1; Байрона и внешнего, поверхностного. Осмысливаются “терзания&8j1; Байрона, связанные с призванием сочинителя и политика в широком смысле слова. Рассматривается и “свой путь&8j1; А.С. Пушкина, преодолевшего в собственных произведениях, по мнению Мережковского, мрачный настрой английского поэта, а также обсуждается воздействие поэзии Байрона на плеяду авторов, “заразившихся&8j1; его либеральными идеями. В заключение делается вывод о том, что Байрон жертвовал собой не напрасно, и эпитафией на его могиле, по мысли Мережковского, могли бы стать слова “будет радость&8j1;.
- Ключевые слова
- Дмитрий Сергеевич Мережковский, лорд Байрон, Наполеон, вольнолюбивый дух, “сверхчеловеческоеˮ, новый герой, Александр Сергеевич Пушкин
- Дата публикации
- 23.06.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 731
Библиография
- 1. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. 415 с.
- 2. Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. 256 с.
- 3. Полонский В.В. Мережковский “идет на Парижˮ: стратегии русского писателя по освоению французской литературной среды Прекрасной эпохи // Полонский В.В. GALLO-ROSSICA: Из истории русско-французских литературных связей конца XVIII – начала XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С.184–221.
- 4. Мережковский Д.С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. Изд. подгот. Е.А. Андрущенко. СПб: Наука, 2007. 902 с. (Литературные памятники / Рос. акад. наук).
- 5. Андрущенко Е.А. Д.С. Мережковский // Вопросы литературы. 2019. № 1. C. 260–270.
- 6. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Статьи 1880–1890-х гг., не включенные в “Вечные спутникиˮ // Мережковский Д.С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. Изд. подгот. Е.А. Андрущенко. СПб: Наука, 2007. 902с. (Литературные памятники / Рос. акад. наук).
- 7. Мережковский Д.С. Байрон // Д.С. Мережковский. Было и будет: Дневник. Пг., 1915. C. 71–102. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004206949 (РГБ).
- 8. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Изд. подгот. Е.А. Андрущенко. СПб: Наука, 2000. 587 с. (Литературные памятники / Рос. акад. наук).
- 9. Андрущенко Е.А. Тайновидение Мережковского // Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Изд. подгот. Е.А. Андрущенко. СПб: Наука, 2000. С. 481–528.
- 10. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924–1974): Эссе, воспоминания, статьи. Париж; Нью-Иорк, 1987. С. 30–31.
- 11. Андрущенко Е.А. Письмо в бутылке. Драма “Павел Iˮ и “Будет радостьˮ в творческом мире Д.С. Мережковского // Вопросы литературы. 2000. № 3. C. 211–235.
- 12. Королева С.Б. Байрон и русский Серебряный век (1900-е годы). Протестантский Каин как “своеˮ и “чужоеˮ // Вопросы литературы. 2019. № 1. C. 152–177.
- 13. Андрущенко Е.А. Спутники Мережковского // Мережковский Д.С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. Изд. подгот. Е.А. Андрущенко. СПб: Наука, 2007. С.703–757.
- 14. Холиков А.А. Д.С. Мережковский в истории русской литературы досоветского периода //Мир русского слова. 2011. № 1. С. 73–77.