ООНПсихологический журнал Psikhologicheskii zhurnal

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online) 3034-588X

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТАКТИК ОБЩЕНИЯ С ЧАТ-БОТОМ ПРИ РЕРАЙТИНГЕ ТЕКСТА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТА

Код статьи
S3034588XS0205959225030059-1
DOI
10.7868/S3034588X25030059
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 46 / Номер выпуска 3
Страницы
47-59
Аннотация
ChatGPT является эффективным инструментом для рерайтинга текстов, позволяя изменять структуру и формулировки, устранять ошибки и повышать их читаемость. В статье предпринята попытка сравнения эффективности взаимодействия и “качества” текстов после рерайтинга при формулировании запросов к ChatGPT в рамках трех тактик общения: кооперативной, информативной и персуасивной. Эффективность такого взаимодействия оценивалась с помощью шкал, измеряющих удобство взаимодействия с чат-ботом и экспертной оценки качества текста. Сравнение разных тактик общения с ChatGPT выявило значимые различия и тренды при переходе от кооперативной к информативной и далее к персуасивной тактике. Восходящий тренд определял увеличение длительности диалога, количества итераций и длины текста, что сопровождается ростом логичности, структурности и детализации изложения, усилением корректности и гладкости текста. Нисходящий - снижение показателей, связанных с удобством использования чат-бота и поддержкой пользователя. Информативная тактика занимала промежуточное положение, обеспечивая структурность, полноту и завершенность ответов при снижении гибкости и связности. Наличие специфичности взаимодействия при использовании информативной тактики предопределило выявление 4 латентных переменных, определяющих разброс данных по 3 тактикам общения: качество взаимодействия и поддержка пользователя в диалоге, удовлетворенность пользователя качеством текста, продолжительность и объем диалога, содержательная и семантическая завершенность текста. В статье показано расположение исследуемых тактик общения с ChatGPT в пространстве этих латентных переменных.
Ключевые слова
тактика общения ChatGPT взаимодействие с чат-ботом рерайтинг текста удобство пользования
Дата публикации
15.11.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
8

Библиография

  1. 1. Alomari E.A. Unlocking the Potential: A Comprehensive Systematic Review of ChatGPT in Natural Language Processing Tasks // Computer Modeling in Engineering & Sciences. 2024. V. 141. № 1. P. 43-85. DOI: 10.32604/cmes.2024.052256.
  2. 2. Bedington A., Halcomb E., McKee H., Sargent T., Smith A. Writing with generative AI and human-machine teaming: Insights and recommendations from faculty and students // Computers and Composition. 2024. V. 71. Article 102833. DOI: 10.1016/j.compcom.2024.102833.
  3. 3. Bernotiēnė L., Kaprizkinas A. Linguistic Strategies of Communicative Functions in Business Discourse // Res Humanitariae. 2019. V. 24. P. 172-185. DOI: 10.15181/rh.v24i0.1913.
  4. 4. Berriche L., Larabi-Marie-Sainte S. Unveiling ChatGPT text using writing style // Heliyon. 2024. V. 10. № 12. Article e32976. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e32976.
  5. 5. Boella G., Hulstijn J., van der Torre L. Persuasion Strategies in Dialogue. 2004.
  6. 6. Borsci S., Malizia A., Schmettow M., et al. The Chatbot Usability Scale: the Design and Pilot of a Usability Scale for Interaction with AI-Based Conversational Agents // Personal and Ubiquitous Computing. 2022. V. 26. P. 95-119. DOI: 10.1007/s00779-021-01582-9.
  7. 7. Cascella M., Montomoli J., Bellini V., Bignami E. Evaluating the Feasibility of ChatGPT in Healthcare: An Ana- lysis of Multiple Clinical and Research Scenarios // Journal of Medical Systems. 2023. V. 47. № 1. P. 1-5. DOI: 10.1007/s10916-023-01925-4.
  8. 8. Chen J., Guo F., Ren Z., Li M., Ham J. Effects of Anthropomorphic Design Cues of Chatbots on Users’ Perception and Visual Behaviors // International Journal of Human-Computer Interaction. 2023. P. 1-19. DOI: 10.1080/10447318.2023.2193514.
  9. 9. Croes E.A.J., Antheunis M.L. Can we be friends with Mitsuku? A longitudinal study on the process of relationship formation between human and a social chatbot // Journal of Social and Personal Relationships. 2021. V. 38. № 1. P. 279-300. DOI: 10.1177/0265407520959463.
  10. 10. Cuayáhuitl H., Lee D., Ryu S., Cho Y., Choi S., Indurthi S., Yu S., Choi H., Hwang I., Kim J. Ensemble-Based Deep Reinforcement Learning for Chatbots. Neurocomputing. 2019. V. 366. P. 118-130. DOI: 10.1016/j.neucom.2019.08.007.
  11. 11. Curry N., Baker P., Brookes G. Generative AI for corpus approaches to discourse studies: A critical evaluation of ChatGPT // Applied Corpus Linguistics. 2024. V. 4. Article 100082. DOI: 10.1016/j.acorp.2023.100082.
  12. 12. Deng J., Lin Y. The Benefits and Challenges of ChatGPT: An Overview // Frontiers in Computing and Intelligent Systems. 2023. V. 2. № 2. P. 81-83. DOI: 10.54097/fcis.v2i2.4465.
  13. 13. Drouin M., Sprecher S., Nicola R., Perkins T. Is chatting with a sophisticated chatbot as good as chatting online or FTF with a stranger? // Computers in Human Behavior. 2022. V. 128. Article 107100. DOI: 10.1016/j.chb.2021.107100.
  14. 14. Fanning J.E., Escobar-Domingo M.J., Foppiani J., Lee D., Miller A.S., Janis J.E., Lee B.T. Improving Readability and Automating Content Analysis of Plastic Surgery Webpages With ChatGPT // Journal of Surgical Research. 2024. V. 299. P. 103-111. DOI: 10.1016/j.jss.2024.04.006.
  15. 15. Guler N., Kirshner S., Vidgen R. A literature review of artificial intelligence research in business and management using machine learning and ChatGPT // UNSW Business School Research Paper Forthcoming. 2023. DOI: 10.2139/ssrn.4540834.
  16. 16. Guo C., Lu Y., Dou Y., Wang F.-Y. Can ChatGPT boost artistic creation: The need of imaginative intelligence for parallel art // IEEE/CAA Journal of Automatica Sinica. 2023. V. 10. № 4. P. 835-838. DOI: 10.1109/JAS.2023.123555.
  17. 17. Hutson M. Could AI help you to write your next paper? // Nature. 2022. V. 611. P. 192-193. DOI: 10.1038/d41586-022-03479-w.
  18. 18. Janson A. How to leverage anthropomorphism for chatbot service interfaces: The interplay of communication style and personification // Computers in Human Behavior. 2023. V. 149. Article 107954. DOI: 10.1016/j.chb.2023.107954.
  19. 19. Koltovskaia S., Rahmati P., Saeli H. Graduate students’ use of ChatGPT for academic text revision: Behavioral, cognitive, and affective engagement // Journal of Second Language Writing. 2024. V. 65. DOI: 10.1016/j.jslw.2024.101130.
  20. 20. Kooli C. Chatbots in Education and Research: A Critical Examination of Ethical Implications and Solutions // Sustainability. 2023. V. 15. № 7. Article 5614. DOI: 10.3390/su15075614.
  21. 21. Kosaka T., Kamito A. When ChatGPT-4o Is (Less) Human-Like: Preliminary Subjective Rating Tests for Psycholinguistic Research, 2024. DOI: 10.31234/osf.io/d9wmp.
  22. 22. Kumar V., Ashraf A., Nadeem W. AI-powered marketing: What, where, and how? // International Journal of Information Management. 2024. V. 77. Article 102783. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2024.102783.
  23. 23. Lee J.Y. Can an artificial intelligence chatbot be the author of a scholarly article? // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2023. V. 20. Article 6. DOI: 10.3352/jeehp.2023.20.6.
  24. 24. Lin Z. Why and how to embrace AI such as ChatGPT in your academic life. Royal Society Open Science, 2023. DOI: 10.1098/rsos.230658.
  25. 25. Malyuga E.N., Tomalin B. Communicative strategies and tactics of speech manipulation in intercultural business discourse // Training, Language and Culture. 2017. V. 1. № 1. P. 28-45. DOI: 10.29366/2017tlc.1.1.2.
  26. 26. Nizhnik L. Epistemic words and communicative strategies of cooperation. Naukovì zapiski Nacìonalʹnogo unì- versitetu “Ostrozʹka akademìâ”. Serìâ “Fìlologìâ”, 2022. DOI: 10.25264/2519-2558-2022-13(81)-49-53.
  27. 27. Orji R. Why are persuasive strategies effective? Exploring the strengths and weaknesses of socially-oriented persuasive strategies. In: Persuasive Technology: Development and Implementation of Personalized Technologies to Change Attitudes and Behaviors, 2017. P. 253-266. DOI: 10.1007/978-3-319-55134-0_20.
  28. 28. Pentina I., Hancock T., Xie T. Exploring relationship development with social chatbots: A mixed-method study of Replika // Computers in Human Behavior. 2023. V. 140. Article 107600. DOI: 10.1016/j.chb.2022.107600.
  29. 29. Pigg S. Research writing with ChatGPT: A descriptive embodied practice framework // Computers and Composition. 2024. V. 71. Article 102830. DOI: 10.1016/j.compcom.2024.102830.
  30. 30. Poldrack R.A., Baker C.I., Durnez J. et al. Scanning the horizon: towards transparent and reproducible neuroimaging research // Nature Reviews Neuroscience. 2017. V. 18. № 2. P. 115-126. DOI: 10.1038/nrn.2016.167.
  31. 31. Radyuk A.V. Cooperative Communicative Strategies and Tactics as Means of English Business Discourse Harmonization // MGIMO Review of International Relations. 2013. № 1(28). P. 236-239. DOI: 10.24833/2071-8160-2013-1-28-236-239.
  32. 32. Rahman M.M.M., Watanobe Y. ChatGPT for Education and Research: Opportunities, Threats, and Strategies // Applied Sciences. 2023. V. 13. № 9. Article 5783. DOI: 10.3390/app13095783.
  33. 33. Retkowsky J., Hafermalz E., Huysman M. Managing a ChatGPT-empowered workforce: Understanding its affordances and side effects // Business Horizons. 2024. V. 67. № 5. P. 511-523. DOI: 10.1016/j.bushor.2024.04.009.
  34. 34. Rhee C.E., Choi J. Effects of personalization and social role in voice shopping: An experimental study on product recommendation by a conversational voice agent // Computers in Human Behavior. 2020. V. 109. Article 106359. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106359.
  35. 35. Salvagno M., Taccone F.S., Gerli A.G. Can artificial intelligence help for scientific writing? // Critical Care. 2023. V. 27. Article 75. DOI: 10.1186/s13054-023-04380-2.
  36. 36. Shpomer Е.А. Communicative Strategies and Tactics as an Effective Communication Factor // Vestnik Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova. 2013. № 4. P. 109-113.
  37. 37. Sohail S.S., Madsen D.Ø., Himeur Y., Ashraf M. Using ChatGPT to Navigate Ambivalent and Contradictory Research Findings on Artificial Intelligence // SSRN Electronic Journal. 2023. DOI: 10.2139/ssrn.4413913.
  38. 38. Thorp H.H. ChatGPT is fun, but not an author. Science. 2023. V. 379. P. 313. DOI: 10.1126/science.adg7879.
  39. 39. Valgina N.S. Theory of Text. Moscow, Logos, 2003. 280 p. (in Russian)
  40. 40. van Dis E.A.M., Bollen J., Zuidema W. et al. ChatGPT: Five priorities for research // Nature. 2023. V. 614. № 7947. P. 224-226. DOI: 10.1038/d41586-023-00288-7.
  41. 41. Vettorel P. Communication strategies and co-construction of meaning in ELF: Drawing on “Multilingual Resource Pools” // Journal of English as a Lingua Franca. 2019. V. 8. P. 179-210. DOI: 10.1515/jelf-2019-2019.
  42. 42. Xu Y., Zhang J., Deng G. Enhancing customer satisfaction with chatbots: The influence of communication styles and consumer attachment anxiety // Frontiers in Psychology. 2022. V. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.902782.
  43. 43. Ying L., Liu Z., Fang H. et al. Text summarization with ChatGPT for drug labeling documents // Drug Discovery Today. 2024. V. 29. № 6. Article 104018. DOI: 10.1016/j.drudis.2024.104018.
  44. 44. Zhang A., Li C.X.R., Piper M., et al. ChatGPT for Improving Postoperative Instructions in Multiple Fields of Plastic Surgery // Journal of Plastic, Reconstructive & Aesthetic Surgery. 2024. DOI: 10.1016/j.bjps.2024.08.065.
  45. 45. Zhang Y., Prebensen N.K. Co-creating with ChatGPT for tourism marketing materials // Annals of Tourism Research Empirical Insights. 2024. V. 5. № 1. DOI: 10.1016/j.annale.2024.100124.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека