ООНПсихологический журнал Psikhologicheskii zhurnal

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online) 3034-588X

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ НАУЧЕНИИ РАЗЛИЧЕНИЮ КОРОТКИХ ИНТЕРВАЛОВ ВРЕМЕНИ

Код статьи
S3034588XS0205959225030094-1
DOI
10.7868/S3034588X25030094
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 46 / Номер выпуска 3
Страницы
99-111
Аннотация
В рамках исследования процесса приобретения нового навыка в работе сопоставлялись группы участников исследования, демонстрирующих разную степень научения и усовершенствования навыка, формируемого с помощью психофизической методики “Да/Нет”. Предполагалось, что при научении новому навыку участники исследования могут приобретать новый опыт с разной скоростью и, таким образом, после одинакового количества поведенческих актов взаимодействия с задачей иметь разную степень сформированности новой функциональной системы, что будет проявляться в различиях во времени ответа, показателе “чувствительности” ’ и в критерии принятия решения β. Одна группа участников ( = 28, от 18 до 45 лет, медиана 19 лет, 7 мужчин, 21 женщина) исследования обучались задаче различения коротких интервалов времени, предъявляемых в зрительной модальности, в течение одной сессии, а вторая группа ( = 51 от 18 до 32 лет, медиана 22 года, 27 мужчин, 24 женщины) проходила аналогичное обучение за две сессии с интервалом в сутки. Было показано, что такие эффекты, как смещение показателя критерия принятия решения β, его независимость от показателя “чувствительности” ’, а также более длительное время для категории ответа “Нет, не было различий” по сравнению с категорией ответа “Да, были различия”, наблюдались только в группах более результативных участников исследования (демонстрирующих навык без предварительного обучения) по сравнению с другими группами участников (во всех случаях при ≤ 0.05). В группах менее результативных участников исследования (не научившихся и научившихся по ходу эксперимента) эти феномены не наблюдались. Полученные результаты интерпретируются с позиций системно-эволюционного подхода на основе представлений о системогенезе и количестве степеней свободы нейрона и организма, наблюдаемых на этапе рассогласования и после завершения процесса системогенеза.
Ключевые слова
системно-эволюционный подход научение системогенез различение коротких интервалов времени психофизика обнаружение сигнала метод “Да/Нет”
Дата публикации
15.11.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
6

Библиография

  1. 1. Александров Ю.И., Горкин А.Г., Созинов А.А., Сварник О.Е., Кузина Е.А., Гаврилов В.В. Консолидация и реконсолидация памяти: психофизиологический анализ // Вопросы психологии. 2015. № 3. С.133-144.
  2. 2. Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6. С. 4-19.
  3. 3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 5-61.
  4. 4. Апанович В.В., Арамян Э.А., Гладилин Д.Л., Юдаков К.С., Карпов С.А., Горкин А.Г., Александров Ю.И. Разработка и апробация психофизической методики исследования приобретения и совершенствования навыка // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 3. С. 222-223.
  5. 5. Апанович В.В., Юдаков К.С., Егорова П.И. Разработка принципа анализа динамики психофизического показателя d’ с применением метода “скользящего окна” // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 5. С. 65-76.
  6. 6. Войтенко Т.П. Сенсорная тренировка как фактор развития чувствительности: Дис. … канд. психол. наук. М., 1989.
  7. 7. Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. М.: Изд-во Моск. ун-та; УМК “Психология”, 2004.
  8. 8. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. 2-е изд. М.: Смысл, 1998.
  9. 9. Забродин Ю.М., Пахомов А.П., Шаповалов В.И. Взаимосвязь эффективности обнаружения сигнала / Психофизика сенсорных и сенсомоторных процессов / Под ред. Ю.М. Забродин. М.: Наука, 1984.
  10. 10. Лисенкова В.П., Шпагонова Н.Г. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени взрослыми людьми // Психологический журнал. 2021.Т. 42. № 5. С. 5-16.
  11. 11. Пахомов А.П. Динамичность показателей обнаружения сигналов в психофизических исследованиях // Проблемы инженерной психологии. М.: Наука, 1979. С. 73-74.
  12. 12. Скотникова И.Г. Проблемы субъектной психофизики. М.: Институт психологии РАН, 2008.
  13. 13. Скотникова И.Г., Иванов М.А. Экспериментальное исследование восприятия равенства-различия длительностей // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 94-120.
  14. 14. Скотникова И.Г., Шендяпин В.М., Садов В.А., Панова Е.В., Журкина Е.В. Соотношение уверенности в решении с его правильностью, латентностью и характеристиками сенсорной задачи // Экспериментальный метод в структуре психологического знания. Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Институт психологии РАН. 2012. С. 123-128.
  15. 15. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 19-34.
  16. 16. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1995.
  17. 17. Шендяпин В.М., Скотникова И.Г. Моделирование принятия решения и уверенности в сенсорных задачах. М.: Институт психологии РАН, 2015.
  18. 18. Юдаков К.С., Гладилин Д.Л., Апанович В.В., Арамян Э.А., Александров Ю.И. Описание типичных компонентов ССП, проявляющихся при решении задачи различения коротких интервалов времени // Экспериментальная психология. 2025. Т. 18. № 2. В печати.
  19. 19. Broadbent D.E., Gregory M. Vigilance considered as a statistical decision // British Journal of Psychology. 1963. № 54. P. 309-323.
  20. 20. Green D.M., Swets J.A. Signal detection theory and psychophysics. N.Y.: Wiley, 1966.
  21. 21. Krueger L.I. A theory of perceptual matching // Psychological Review. 1978. V. 5. P. 278-304.
  22. 22. Luce R.D. Response times. Their role in inferring elementary mental organization. N.Y.: Oxford University Press, Clarendon Press. Oxford, 1986.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека