ООНПсихологический журнал Psikhologicheskii zhurnal

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online) 3034-588X

НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Код статьи
S3034588XS0205959225040136-1
DOI
10.7868/S3034588X25040136
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 46 / Номер выпуска 4
Страницы
128-133
Аннотация
В статье, подготовленной в порядке дискуссионного обсуждения публикации Ю.Н. Олейника и А.Л. Журавлева (Психологический журнал, 2024 г.) дан анализ основных положений и идей, представляемых авторами в статье. Предлагается рассматривать традицию как важнейший компонент внутринаучного фактора в развитии психологического знания. Подчеркивается актуальность и своевременность постановки и обсуждения проблемы преемственности научного знания в контексте современных разработок по истории психологии. Отмечается недостаточная теоретическая разработанность понятий “традиция” и “преемственность”. Анализируется предлагаемая авторами теоретическая схема выявления, фиксации и структурирования научных традиций и выявляются ее достоинства. Особое внимание уделяется взаимодействию научных школ и традиций как механизмов передачи знания, а также различиям в способах научной трансляции и институциональным формам преемственности. В заключение подчеркивается необходимость дальнейших исследований научных традиций, учитывающих социокультурные, политико-идеологические и ментальные условия их формирования и существования.
Ключевые слова
история психологии научная традиция преемственность историко-психологические исследования научные школы трансляция знания
Дата публикации
01.04.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
9

Библиография

  1. 1. Артемьева О.А. Возможности историко-психологического исследования научных традиций // Психологический журнал. 2025. Т. 46. № 1. С. 108–112.
  2. 2. Ждан А.Н. Национальное начало в развитии науки: исследовательские традиции отечественной психологии в сопоставлении с всемирной научной мыслью // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Мат-лы международ. конф. по истории психологии “V Московские встречи”, 30 июня – 3 июля 2009 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 32–36.
  3. 3. Журавлев А.Л., Костригин А.А. Гл. 10. Междисциплинарный подход в психологии // Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 293–313.
  4. 4. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Знание истории психологии как условие повышения профессиональной компетентности пенитенциарного психолога // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 3. С. 11–15.
  5. 5. Клыпа О.В. Историко-психологический аспект изучения феномена научного наследия // Психологический журнал. 2025. Т. 46. № 2. С. 110–115.
  6. 6. Листопад Д., Листопад Т. Краткий курс истории психологии: учеб. пособие. Таллин, 2008. 389 с.
  7. 7. Листопад Т.Н. Вклад Б.Г. Ананьева в институционализацию психологической науки // Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, М.: Институт психологии РАН. 2008. С. 53–57.
  8. 8. Листопад Т.Н. К истории формирования психологии в Эстонии // Актуальные проблемы истории психологии: Мат-лы Всеросс. методолог. семинара / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Е.С. Минькова, Э.В. Тихонова. Арзамас: АГПИ, 2009. С. 74–83.
  9. 9. Листопад Т. К проблеме периодизации истории психологии в Эстонии // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Мат-лы международ. конф. по истории психологии “V Московские встречи”, 30 июня – 03 июля 2009 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 480–487.
  10. 10. Мазилов В.А. Научные традиции в контексте современного историко-психологического познания // Психологический журнал. 2025. Т. 46. № 1. С. 113–118.
  11. 11. Моргун А.Н., Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Тематические направления отечественной истории психологии как внутренние факторы развития отрасли: наукометрический анализ на материале РИНЦ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 1 (21). С. 219–251.
  12. 12. Моргун А.Н., Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Институциональные факторы развития отечественной истории психологии (на материале РИНЦ) // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 1. С. 111–121.
  13. 13. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные школы как феномен в современной психологии: старые проблемы и новые вопросы // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: Сб. мат-лов Всеросс. науч. конф., Ярославль, 08–20 октября 2020 г. / Отв. ред. А.В. Карпов. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 81–87.
  14. 14. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. К вопросу о концептуальных основаниях научной школы истории отечественной психологии В.А. Кольцовой // Развитие российской психологии накануне и после русской революции 1917 года: тенденции, научные школы, персоналии : Сб. ст. участников Всеросс. науч. конф. с международ. участием, Арзамас, 19–21 сентября 2019 года / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Ю.Н. Олейник, Э.В. Тихонова. Арзамас: Интерконтакт, 2019. С. 93–106.
  15. 15. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. История психологии как учебная дисциплина и отрасль науки: актуальные проблемы сотрудничества // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 6. С. 4–16.
  16. 16. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Ч. 1. Состояние и трудности изучения // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 3. С. 5–14.
  17. 17. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Ч. 2. Проблемы, подходы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 4. С. 5–15.
  18. 18. Шерьязданова Х.Т. Историк психологии К.Б. Жарикбаев: к портрету ученого и педагога // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019. № 4. С. 191–195.
  19. 19. Южанинова, А.Л. Традиции и преемственность психологического познания и знания // Психологический журнал. 2025. Т. 46. № 2. С. 130–134.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека