Исследуются психологические факторы, которые предсказывают отношение к различным формам участия России в гражданской войне в Сирии. Жители России (N = 595) заполняли опросники для измерения веры в справедливый мир, национализма, патриотизма, общей социальной установки по отношению к войне и отношения к различным способам участия России в Сирийском конфликте. Результаты исследования показали, что вера в справедливый мир предсказывала различные формы гражданской идентичности — патриотизм и национализм. Патриотизм, но не национализм негативно связан с общей социальной установкой к войне. Социальная установка к войне, в свою очередь, позитивно связана с отношением к военному вмешательству России в гражданскую войну в Сирии, но негативно связана с мирным участием страны в этом конфликте. В статье приводятся новые данные о связи гражданской идентичности и социальной установки к войне. Намечены основные перспективы развития данного направления исследований.
Рассматривается взаимосвязь мотивации обучения с оценкой справедливости учебного взаимодействия и социальными верованиями. Предполагалось, что чем выше студенты оценивают справедливость обращения с ними и чем ниже у них вера в опасный и конкурентный мир, тем выше внутренняя мотивация обучения. При этом воздействие социальных верований опосредуется оценкой справедливости учебного процесса. Участниками исследования были 895 студентов 1 и 4 курсов четырех московских университетов (54% женщин М возраст = 19, SD возраст = 1.64). В исследовании применялись следующие методики: опросник для измерения веры в опасный и конкурентный мир Дж. Даккита; опросник для оценки справедливости проведения трудного зачета/экзамена Дж. Колкитта; опросник для измерения мотивации обучения в университете AMS-C. Результаты исследования частично подтвердили выдвинутые гипотезы, продемонстрировав, что оценка процедурной справедливости опосредует связь между социальными верованиями и мотивацией.
Рассматривается феномен справедливости взаимодействия как условие, определяющее эффектив- ность работы организации. Показано, что, оценивая справедливость организационных решений, сотрудники руководствуются совокупностью социальных норм, затрагивающих процесс и резуль- тат общения. Значимость этих норм связана с типом организации и с присущей ей организацион- ной культурой. Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что сотрудники организаций с культурой поддержки придают большее значение межличностной справедливости, чем сотрудники организаций с культурой роли.
Приводятся результаты изучения факторов, оказывающих влияние на выбор норм дистрибутивной справедливости. В ходе исследования респонденты знакомились с содержанием нескольких проективных ситуаций и выбирали условия, при которых описанные события казались им справедливыми (несправедливыми). Условия соответствовали шести нормам дистрибутивной справедливости (беспристрастности, равенству, распределению в соответствии с усилиями, потребностями, способностями и “позитивностью” деятеля). Проективные ситуации различались по степени справедливости описанного события (справедливое/несправедливое), контексту его происхождения (межличностный, деловой, учебный, социальный), типу распределяемых ресурсов (вознаграждение/наказание, материальное/психологическое) и роли субъекта оценки (деятель, жертва, свидетель). Результаты исследования показали, что все выделенные факторы оказывают влияние на выбор норм дистрибутивной справедливости.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation