В статье представлены результаты исследования вклада произвольной регуляции в благополучие детей от раннего детского до школьного возраста (N = 302). Произвольная регуляция изучена с помощью соответствующих возрасту тестовых батарей, разработанных Г. Кочанска с коллегами, и родительских опросников, разработанных М. Ротбарт с коллегами. Для оценки благополучия использовали родительский опросник “Сильные стороны и трудности”; у детей школьного возраста использовали также Шкалу удовлетворенности жизнью и данные об академической успеваемости. Результаты исследования показали, что наибольший вклад в психологическое благополучие детей вносила произвольная регуляция (по данным родителей), являвшаяся предиктором просоциального поведения, экстернальных и интернальных проблем и их влияния на жизнь ребенка; произвольная регуляция по экспериментальным данным выступила фактором защиты в отношении экстернальных проблем. Среди компонентов произвольной регуляции, психологическому благополучию детей способствовали тормозный контроль и устойчивость внимания (по данным родителей), а также выдержка по экспериментальным данным. В младшем школьном возрасте достоверным предиктором просоциального поведения и низкого уровня проблем со сверстниками была регуляция активности по данным родителей; экспериментальная оценка способности к подавлению и инициации активности по заданию была связана с удовлетворенностью жизнью. Полученные результаты свидетельствуют о значении произвольной регуляции для благополучия российских детей.
Времяпрепровождение детей и подростков является одним из факторов психологического благополучия и здоровья детей, действие которого основано на переживании положительных эмоций и установлении отношений с другими людьми, а также на смягчении стресса и его последствий. В современном мире все большее распространение получают дистанционные формы обучения детей, отмечается значительное разнообразие кружков и секций, сокращение времени, проводимого на свежем воздухе, и стремительный рост времени перед экранами мобильных устройств. Понимание того, как дети проводят свое время, и как это связано с их здоровьем и благополучием, является актуальной проблемой современного научного знания, изучение которой дает возможность оценивать качество жизни детей в современном обществе, а также прогнозировать их успешное развитие по мере взросления и вырабатывать рекомендации для родителей и педагогов с целью профилактики и коррекции. Целью исследования выступает обобщение результатов исследований, посвященных изучению структуры и факторов времяпрепровождения детей и подростков как показателя их благополучия. Показано, что занятия детей и подростков в свободное время являются важным фактором благополучного развития. Структура и особенности времяпрепровождения детей различаются в зависимости от социально-демографических характеристик семьи и пола ребенка, а сами досуговые занятия связаны с такими показателями благополучного развития как эмоциональные и поведенческие проблемы, академические достижения, соматическое здоровье, когнитивные способности, удовлетворенность жизнью и самооценка. Однако природа выявленных закономерностей и причинно-следственные связи все еще изучены недостаточно. Также открытым остается вопрос о роли индивидуально-психологических особенностей детей во взаимосвязи времяпрепровождения с показателями благополучного развития.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека