Рассматривается наименее изученная сторона регуляторного процесса: структуры сознания, их роль и значение в регуляции психических состояний. Представлен анализ основных концепций, описывающих регуляторный процесс: анализируются общепсихологические теории, концепции регуляции поведения и профессиональной деятельности, саморегуляции функциональных состояний и др. Показано, что основной “опорой” данных концепций являются психологические качества субъекта, а вектором процесса регуляции — деятельность или поведение. На основе обобщения результатов исследований взаимоотношений структур сознания и психических состояний предложена модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции состояний. Составляющими модели являются: ментальный (субъективный) опыт, смысловые структуры, рефлексия, переживания, ментальные репрезентации, целевые характеристики, ситуации, пространство культуры, образ жизни, регуляторные действия, обратная связь, временные факторы. Описана роль каждого из элементов модели в регуляции психических состояний. Представленная модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний проиллюстрирована результатами эмпирических и экспериментальных исследований.
Рассматривается трансовое состояние, характерное для повседневной жизнедеятельности челове- ка: феноменология, структура, взаимосвязь с когнитивными процессами и свойствами личности. Анализируется специфика повседневного транса по сравнению с медицинским, а также влияние видов деятельности субъекта на его проявления. Показано, что структура повседневного транса состоит из двух функциональных комплексов, интегрированных между собой: ментального и со- матического. Выявлена взаимосвязь между интенсивностью переживания трансового состояния и уровнем развития когнитивных процессов, а также личностными особенностями субъекта.
Рассматриваются психические состояния в системах «школьник — учитель», «студент — преподаватель». Использование оригинального опросника психических состояний и частотного анализа при обработке данных позволило выделить специфические деятельностные, возрастные и временные особенности состояний в обучении. Обнаружено увеличение значимых состояний в группе студентов 18— 25 лет. Выявлена закономерность, связанная с увеличением сложности пространственно-структурной организации психических состояний в возрастном развитии.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library