Подвергается сомнению достаточно устоявшееся представление о том, что построение образа будущего начинается с анализа информации о настоящем через призму прошлого опыта. Предлагается альтернативная концепция, в которой образ ожидаемого будущего предшествует в функциональном плане образу настоящего. Согласно этой модели, любой актуальный образ возникает как результат апробации познавательной гипотезы, генерируемой субъектом навстречу внешним воздействиям (механизм “встречного уподобления” по А.Н. Леонтьеву). Без познавательной гипотезы построение образа настоящего не начинается. Целостная, многоуровневая и динамическая система таких гипотез представляет собой образ мира человека, который выполняет функцию непрерывного прогноза как средства радикальной редукции неопределенности. На основе имеющихся данных формулируются предположения об особенностях образов мира людей с разной степенью выраженности толерантности или интолерантности к неопределенности.
На студенческих выборках (n = 439) апробировался опросник, в который кроме трех шкал К. Двек, отражающих имплицитные представления об интеллекте, личности и целях обучения, была включена шкала “Самооценка обучения”. Оценены внутренняя валидность и надежность предложенного модифицированного опросника (установлены связи его шкал с показателями психометрического интеллекта, эмоционального интеллекта) и конвергентная валидность “самооценки обучения” с прямой самооценкой “ума” (в его житейских репрезентациях).
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации