Идеи, высказанные Я.А. Пономаревым, о разных способах взаимодействия компонентов структуры мыслительной деятельности, были использованы при определении вклада интеллекта и личностных черт в показатели оригинальности, полученные при тестировании креативности студентов- математиков и студентов-гуманитариев, обучающихся в техническом университете. Установлено, что вербальная оригинальность в меньшей степени, чем образная, находится под контролем личностных характеристик, особенно в группе студентов-математиков. При этом у студентов гуманитарных специальностей вербальная оригинальность мышления связана с уровнем развития образного интеллекта и такими личностными чертами как “поиск новизны” и “зависимость от награды”. Отмечается, что разные регрессионные модели описания оригинальности мышления у студентов технических и гуманитарных специальностей могут отражать широкий диапазон вариативности стратегий творческой деятельности, в формирование которых вносят вклад разные сочетания интеллектуальных и личностных характеристик.
Приводятся результаты адаптации Опросника эмоционального интеллекта К. Барчард на рос- сийской выборке (n = 691). Применение эксплораторного и конфирматорного факторного анализа показало хорошее соответствие факторной структуры опросника теоретически ожидаемой. Выяв- ленные половые и возрастные различия в оценках по шкалам опросника соответствовали описан- ным в литературе: эмоциональный интеллект у женщин был выше, чем у мужчин, и у взрослых выше, чем у подростков. Корреляции со шкалами Маркеров факторов большой пятерки соответ- ствовали теоретически предсказанным. Эксперименты с предъявлением эмоциональных стимулов показали более высокую чувствительность к эмоциональному содержанию стимулов у лиц с вы- сокими значениями по шкалам эмоционального интеллекта.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation