Рассматривается проблема смысла жизни как особого психического образования, как «система сдержек и противовесов», не допускающих непосредственного подчинения человека «внешнему» и «внутреннему». Характеризуется как позитивное, так и негативное влияние смысла жизни на процесс становления личности. Показано, что проблема смысла жизни имеет свой «биологический аспект», при этом влияние природных особенностей на процесс поиска смысла жизни неоднозначно: существуют «пики», «биологические всплески», когда такое влияние возрастает. Отмечается, что поиск смысла жизни «отягощен» проявлениями неосознаваемого. Анализируются некоторые формаль- но-динамические характеристики смысла жизни: инертность, «масштабы», динамика и иерархия.
Статья посвящена проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии. Обосновывается актуальность существенной корректировки в подходе к данной проблеме: необходимо выйти за рамки общего тезиса о том, что внешние причины действуют через внутренние условия, и сделать акцент на изучении собственной, внутренней активности субъекта, включая и «спонтанейные», имманентные аспекты развития. Показана неправомерность чересчур прямолинейного понимания проблемы социальной обусловленности психического развития; характеризуются понятие ядра субъективности, «возрастные вехи» его становления и изменения, происходящие в соотношении «внешнего» и «внутреннего» по мере онтогенетического развития. На основании эмпирических данных рассматривается понятие «малой среды», которая является в большей мере проявлением «внутреннего», чем «внешнего». В заключение автор рассматривает некоторые аспекты воспитания с позиции данной проблемы.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека