Проведен обзор педологических и психотехнических исследований, содержащих информацию о низком уровне нравственного, интеллектуального и физического развития населения СССР в 20-е годы. В них были выявлены также национальные и социальные отличия: представители ряда азиатских национальных меньшинств уступали по некоторым психофизическим параметрам славянам, а интеллигенция превосходила по уровню интеллекта рабочих и крестьян. Эти исследования стали причиной идеологических обвинении педологии и психотехники в "тестологической гипердиагностике слабоумия, признака особой одаренности высших рас и эксплуататорских классов, физической духовной обреченности трудящихся и низших рас". В статье впервые подробно описываются исследования интеллекта, проведенные А. Штилерманом в Узбекистане в 20-е годы.
Прослеживается история советской педологии и психотехники в 1927 1936 гг. Анализируются основные социально-политические факторы, при ведшие к запрету наук: борьба Сталина и коммунистической партии с троцкизмом и фашизмом; постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" 1931 г., кампания по ликвидации неграмотности; стахановское движение. Причины запрета педологии и психотехники соотносятся, с одной стороны, с эволюцией СССР в 20-30-е годы, а с другой - с педологическими и психотехническими работами, содержащими критическую информацию о населения СССР. Раскрываются негативные последствия запрета для развития психологии в СССР.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека