Исследуются возможности построения таких описаний (вербальных портретов) воспринимаемых сложных звуков, которые позволили бы другим людям распознать эти звуки. В рамках подхода воспринимаемого качества естественной среды сформулировано положение о том, что источником информации о субъективно значимых характеристиках объектов являются свободные вербализации, получаемые при восприятии и сравнении разных объектов. Проведены эксперименты по распознаванию звуков по их вербальным портретам в двух ситуациях (при попарном прослушивании и при прослушивании в контексте). Показано, что вербальный портрет звука, построенный по данным его попарного сравнения с другими звуками, оказывается достаточно информативным при его распознавании в ситуации прослушивания его в паре с еще одним звуком. Вместе с тем, в ситуации распознавания звука при его прослушивании в контексте, включающем более двух аналогичных звуков, такие вербальные портреты оказались гораздо менее информативными. Предложены принципы корректировки дескрипторов в вербальных портретах, которые основаны на таких изменениях в формулировке дескриптора, которые будут способствовать использованию способа сравнения, характерного для восприятия звука в контексте аналогичных звуков, а не для ситуации его попарного прослушивания. Экспериментально доказана эффективность таких изменений дескрипторов.
Статья посвящена изучению взаимосвязи показателей общей ориентированности на социальное сравнение и ориентированности на сравнение по внешности с особенностями субъективного отношения к моде. Для оценки общей ориентированности на социальное сравнение использован “Русскоязычный опросник ориентированности на социальное сравнение”, для оценки ориентированности на сравнение по внешности — “Шкала сравнения физической внешности”, для изучения субъективного отношения к моде — опросник “Шкала отношения к моде”.В исследовании участвовали 166 московских студентов, получающих образование по специальностям “психология”, “товароведение”, “менеджмент и сервис”, “социология”, “экономическая безопасность”, “искусствоведение”. Гипотеза заключалась в том, что отношение к моде, задающей постоянно меняющиеся нормы оформления внешности в определенном социокультурном контексте, взаимосвязано с тем, насколько человек склонен к социальному сравнению. Обнаружено, что чем более выражена ориентированность на сравнение по внешности, общая ориентированность на социальное сравнение, а также специфические виды ориентированности на сравнение себя со знакомыми и с незнакомыми людьми, тем более выражено отношение к моде как к значимому многоаспектному социокультурному феномену. Выявлено, что такие показатели как ориентированность на сравнение себя с другими по внешности, общая ориентированность на социальное сравнение и ее отдельные виды связаны с оценками, отражающими разные аспекты восприятия моды. Наибольшее количество статистически значимых взаимосвязей обнаружено для участников, обучающихся специальностям “Социология” и “Менеджмент и сервис”.
Проведена апробация (N =579) русскоязычной версии шкалы “Сравнение физической внешности” (PACS-R). Для проверки конвергентной валидности использовались опросники ориентированности на социальное сравнение и образа тела. В ходе апробации получены удовлетворительные психометрические характеристики, в частности, внутренняя согласованность шкалы, а также ее тест-ретестовая надёжность. Получены ожидаемые взаимосвязи шкалы “Сравнение физической внешности“ с другими использованными методиками, измеряющими самооценку и личностные параметры, оцениваемыми с помощью опросника “Большая пятерка“, что подтверждает валидность данной шкалы. Полученные результаты указывают на то, что шкала “Сравнение физической внешности“ является надежным и валидным средством, которое можно применять в исследованиях на российской выборке.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library