В рамках исследования процесса приобретения нового навыка в работе сопоставлялись группы участников исследования, демонстрирующих разную степень научения и усовершенствования навыка, формируемого с помощью психофизической методики “Да/Нет”. Предполагалось, что при научении новому навыку участники исследования могут приобретать новый опыт с разной скоростью и, таким образом, после одинакового количества поведенческих актов взаимодействия с задачей иметь разную степень сформированности новой функциональной системы, что будет проявляться в различиях во времени ответа, показателе “чувствительности” ’ и в критерии принятия решения β. Одна группа участников ( = 28, от 18 до 45 лет, медиана 19 лет, 7 мужчин, 21 женщина) исследования обучались задаче различения коротких интервалов времени, предъявляемых в зрительной модальности, в течение одной сессии, а вторая группа ( = 51 от 18 до 32 лет, медиана 22 года, 27 мужчин, 24 женщины) проходила аналогичное обучение за две сессии с интервалом в сутки. Было показано, что такие эффекты, как смещение показателя критерия принятия решения β, его независимость от показателя “чувствительности” ’, а также более длительное время для категории ответа “Нет, не было различий” по сравнению с категорией ответа “Да, были различия”, наблюдались только в группах более результативных участников исследования (демонстрирующих навык без предварительного обучения) по сравнению с другими группами участников (во всех случаях при ≤ 0.05). В группах менее результативных участников исследования (не научившихся и научившихся по ходу эксперимента) эти феномены не наблюдались. Полученные результаты интерпретируются с позиций системно-эволюционного подхода на основе представлений о системогенезе и количестве степеней свободы нейрона и организма, наблюдаемых на этапе рассогласования и после завершения процесса системогенеза.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации