Joint Conference of Scientists of the Central Research Institute of the Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences and Sunsil University (Republic of Korea)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Joint Conference of Scientists of the Central Research Institute of the Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences and Sunsil University (Republic of Korea)
Annotation
PII
S013128120014731-5-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Lada Semina 
Occupation: Researcher Center for Korean Studies
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Maria Kalmykova
Occupation: Laboratory assistant-researcher of Center for Korean Studies
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
177-180
Abstract

   

Received
20.04.2021
Date of publication
05.05.2021
Number of purchasers
19
Views
1160
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 По инициативе Центра корейских исследований ИДВ РАН, 25 февраля 2021 года была проведена совместная международная онлайн конференция с Университетом Сунсиль (Республика Корея) на тему «Корейский полуостров в политике администрации Дж. Байдена».
2 С корейской стороны в форуме на платформе Zoom приняли участие 28 человек, в том числе ученые других университетов и научных центров Республики Корея. Сотрудники ЦКИ и корейские коллеги поделились своим видением нынешней ситуации на Корейском полуострове, обсудили перспективы её развития после прихода к власти новой американской администрации в контексте взаимоотношений США, России и Китая.
3 Конференцию открыли руководитель ЦКИ ИДВ РАН к.полит.н. А.З. Жебин и директор Института мира и объединения Университета Сунсиль профессор Ким Сон Бэ.
4 Ведущий научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН к.и.н. К.В. Асмолов в своём докладе «Политика Дж. Байдена в отношении КНДР: возможные варианты» выделил несколько основных факторов, которые могут повлиять на политику США в отношении Северной Кореи. Основные факторы: геополитическая ситуация, политическая инерция. К.В. Асмолов предложил несколько сценариев развития ситуации. В первом случае, антисеверокорейская риторика может усилиться, но КНДР продолжит соблюдать мораторий на запуски и ядерные испытания, как это было в последние годы правления Д. Трампа. Второй вариант предполагает обострение ситуации: и здесь шаги Севера могут стать причиной для ухудшения ситуации на полуострове. Это может быть связано с тем, что демократы уделяют больше внимания вопросу прав человека, а это вызывает ответную агрессивную реакцию со стороны КНДР. Еще один вариант предполагает, что в рамках политики изоляции Китая США могут попытаться расколоть альянс между Пекином и Пхеньяном, предложив КНДР нечто значимое. Однако, реализация данного плана станет очень трудной задачей для американских стратегов.
5 Профессор университета Сунсиль Чо Сон Бон в докладе «Корейский полуостров и конфликт между США и Китаем» отметил, что при Дж. Байдене политика США в отношении Китая в целом останется без изменений. Проблема, считает докладчик, заключается в экспансионистской политике Си Цзиньпина и его амбициозном лозунге «Китайская мечта». При этом над Корейским полуостровом нависла «тикающая бомба». По мнению профессора, Дж. Байден будет использовать подход «снизу-вверх» в своей внешней политике, т.е. будет прислушиваться к мнению Совета Национальной Безопасности и госдепартамента, а также кооперироваться с союзниками и международным сообществом. КНДР находится в тяжёлой экономической ситуации из-за санкций и пандемии, ей ничего не остаётся, как полагаться на помощь КНР. При этом такая помощь может стать хорошим поводом для усиления санкций со стороны США по отношению к Китаю. При этом ни Китай, ни США не хотели бы обострять отношения из-за КНДР. 2022 год станет решающим для стран Корейского полуострова и их соседей. Во-первых, приоритет номер один для Дж. Байдена сейчас — решение проблем, вызванных пандемией. Ему также необходимо время для формирования новой стратегии в отношении Корейского полуострова. Во-вторых, 2023 год — последний в нынешнем сроке президентства Си Цзиньпина. В 2022 году он будет вынужден разработать план для переизбрания на новый срок. В-третьих, в 2022 г пройдут выборы президента в Республике Корея. В-четвертых, этот год станет критичным для КНДР, т.к. у неё кончатся долларовые запасы, поэтому для решения своих проблем стране будет необходимо встать на путь денуклеаризации.
6 Тема денуклеаризации стала предметом активного обсуждения среди участников конференции. Так, К.В. Асмолов предположил, что КНДР, скорее всего, не пойдёт на подобный шаг в ближайшем будущем.
7 В докладе ведущего научного сотрудника ЦКИ ИДВ РАН к.э.н. В.Г. Самсоновой «Ключевые аспекты торгово-экономических отношений Республики Корея и США на современном этапе: проблемы и перспективы» отмечалось, что Республика Корея в своих экономических отношениях отдаёт приоритет США, которые являются не только важнейшим торговым партнёром, но и вторым по объемам источником ПИИ. Однако три основных нерешённых вопроса оказывают негативное влияние на партнёрство. Во-первых, это давление США на Республику Корея в сфере международных экономических отношений. Например, Корея понесла существенные потери в связях с КНР из-за размещения на своей территории американской системы ПРО. Было прервано сотрудничество Кореи и Ирана по поставкам нефти. Южная Корея продолжает терпеть экономические потери из-за санкций США против Китая, в частности компании Хуавей. Во-вторых, это противоречия в двусторонней торговле, где Америка преследует только свои интересы и не идёт на ответные уступки и снижение тарифов. В-третьих, это вопрос о выплатах Корее на содержание на ее территории войск США.
8 В докладе директора Центра корейско-китайских политико-дипломатических исследований университета Вонган профессора Цой Чжэ Дока «Конкуренция КНРСША за гегемонию и внешнеполитическая стратегия России: на примере отношений США-РФ и КНРРФ» было отмечено, что конкуренция между Китаем и США ужесточается. Важную роль здесь играет вопрос об ответственности за пандемию COVID-19, идеологический конфликт, ситуация в Гонконге, усилением санкций против китайской фирмы Хуавей, геополитическое столкновение между политикой «Один пояс — один путь» и Индо-Тихоокеанской стратегией США, конфликт в Южно-Китайском море, усиление военной конфронтации. Таким образом, остальные страны стоят перед сложным выбором — кого поддержать: США или КНР, которые противостоят друг другу в сфере торговли, технологий, военной мощи и идеологии.
9 В этой ситуации Россия выбрала выгодную для себя внешнеполитическую стратегию: она объединяет Африку, Ближний Восток, Индию и Азию вокруг своей вакцины, энергоносителей, военного сотрудничества, реализует широкомасштабную внешнеполитическую стратегию. Тем не менее, утверждал докладчик, можно надеяться на формирование дружественных отношений между США и Россией.
10 В Корее идет выработка стратегии реагирования на противостояние. США-КНР, которое выводит вопрос о Северной Корее из повестки дня американо-южнокорейского союза. Поэтому для Сеула важно добиваться сотрудничества с РФ в области дипломатии, экономики и безопасности. Если активная работа России в области железнодорожного сотрудничества принесет успех в налаживании взаимодействия РФКНДРРК, то это позволит преодолеть застой в межкорейских отношениях и даст шанс на восстановление межкорейского сотрудничества. Ради соединенного с материком (Европой) Корейского полуострова необходимо расширять взаимовыгодное политическое, экономическое и другое сотрудничество с РФ как в рамках «Новой северной политики» Кореи, так и новой восточной политики России.
11 Свои предложения по развитию отношений с Северной Кореей высказал профессор университета Соган, бывший консул Республики Кореи в России Пак Чон Су в докладе «Пути преодоления застоя в отношениях Севера и Юга в период администрации Байдена: на примере плана ПРООН по развитию бассейна Туманган». Он высказался за модель сотрудничества в приграничных районах РФ, КНР и КНДР на основе продвижения проекта приграничного совместно управляемого этими тремя странами международного аэропорта в районе Хасана, создание вокруг него научно-технического, культурного, туристического кластеров. Это позволит, считает корейский профессор, развить мирное сотрудничество и сдвинуть отношения с КНДР с мёртвой точки. Пак Чон Су полагает, что Туманганский проект был заморожен из-за различий в позиции государств, распада СССР, Азиатского финансового кризиса, развития ядерного оружия КНДР и нерешительности окружающих государств.
12 Дискуссию по данному докладу поддержал ведущий научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН Л.В. Захарова, которая выразила несогласие с тем, что предлагаемый корейскими коллегами метод вовлечения КНДР в региональное сотрудничество для содействия реформам и открытости этой страны, может сработать. Пхеньяну необходимо видеть экономическую выгоду для себя от любого совместного проекта. При этом докладчик согласилась, что сотрудничество необходимо для улучшения обстановки в регионе. Поэтому Россия продолжала субсидировать проект Хасан-Раджин и ожидала того же от Республики Корея. Однако Южная Корея приостановила переговоры в 2016 году из-за ядерных испытаний Пхеньяна. С тех пор политика Корее в отношении КНДР изменилась, но южнокорейские компании не вернулись в проект, вероятно, опасаясь новых санкций США. Возникает вопрос, как возможна реализация проекта, предложенного профессором Паком? Будут ли в нём принимать участие южнокорейские компании?
13 Руководитель ЦКИ ИДВ РАН А.З. Жебин в ходе дискуссии напомнил, что российская сторона проделала реальные шаги в этом направлении, осуществив в этом районе, совместно с КНДР, важный логистический проект Хасан-Раджин. Главным препятствием для реализации Туманганской инициативы и других подобных начинаний на современном этапе является нежелание США соглашаться на любые проекты, особенно с участием Кореи, приносящие КНДР экономическую выгоду, из-за опасений, что полученные ею средства будут использованы для развития ракетно-ядерных программ. При этом КНДР не имеет смысла участвовать в проектах, особенно на ее территории, если для неё не будет никаких выгод от их реализации. Поэтому пока не будет разрешен конфликт СШАКНДР и не будут сняты санкции, реализация данного действительно перспективного проекта вряд ли возможна.
14 В своем докладе «Перспективы межкорейских отношений при президенте Дж. Байдене» ведущий научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН к.филос.н. Ким Ен Ун выделил два важных аспекта при оценке перспектив межкорейских отношений. Первый — уровень готовности каждого государства к реализации стратегии и тактики внешней политики и межкорейских отношений. Второй — влияние внешних сил и степень самостоятельности самих корейских государств. По мнению докладчика, межкорейские отношения находятся в стагнации, а мечта об объединении страны стала почти несбыточной. Для улучшения межкорейских отношений, считает он, необходимо прекратить непрерывный ввоз новейших видов наступательных вооружений в Республику Корею и совместные американо-южнокорейские военные учения. Также важно соблюдать договоренности, достигнутые на межкорейских саммитах в 2018 году.
15 Ким Ен Ун обратил внимание на то, что Север и Юг совершенно по-разному видят пути урегулирования ситуации. Север считает важнейшим решение вопросов окончания войны, превращения Соглашения о перемирии в мирный договор и проведение для создания прочной системы мира трех- (КНДРРКСША) или четырехсторонних (с участием КНР) переговоров. Юг, в свою очередь, предлагает решать малые по значимости вопросы. Президентские выборы, которые пройдут в 2022 году в Республике Корея, окажут значительное влияние на дальнейшее развитие межкорейских отношений. Поэтому 2021 год особенно важен для того, чтобы добиться их нормализации.
16 Российские и корейские участники форума выразили удовлетворение итогами состоявшейся дискуссии, отметили важность понимания позиций представителей академического сообщества двух стран по обсуждавшимся вопросам и подтвердили взаимную готовность к продолжению научных контактов.

Comments

No posts found

Write a review
Translate