ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ Я.А. ПОНОМАРЕВА
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ Я.А. ПОНОМАРЕВА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000402-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Рассматривается проблема “интуитивного” или “имплицитного” знания, вызывающая неугасаемый интерес современных психологов. Показывается влияние подхода Я.А. Пономарева на исследования Петербургской школы когнитивной психологии и анализируются положения его концепции через призму современных экспериментальных данных. Формулируются тезисы, объединяющие подход авторов статьи с представлениями Я.А. Пономарева о природе творческого процесса. Изучается роль имплицитных знаний, иррелевантных закономерностей и эмоционального сигнала “задача решена” в решении творческих задач. Осуществляется развитие ряда идей Я.А. Пономарева, в частности, возможность неосознаваемого нахождения решения поставленной задачи, которое способно оказывать влияние на текущую когнитивную деятельность. Обсуждается сложность дальнейшего перехода от неосознаваемого решения к осознанному, обусловленного последействием негативного выбора. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие выдвигаемые идеи.
Ключевые слова
Концепция пономарева, имплицитное знание, неосознанный негативный выбор, иррелевантные параметры, творческие задачи, осознание решения
Классификатор
Дата публикации
04.11.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
685
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Агафонов А.Ю., Карпинская В.Ю. Помогает ли подсказка, если она не осознается? Результаты исследования прайминг эффектов//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 12(3). С. 90-94.
  2. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПБ.: Печатный двор, 1993.
  3. Аллахвердов В.М. Осознание как открытие//Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева/Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 352-375.
  4. Аллахвердов В.М., Воскресенская Е.Ю., Науменко О.В. Сознание и когнитивное бессознательное//Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Серия 12. Вып. 2. С. 10-18.
  5. Аллахвердов В.М. Неизбежный путь творчества: от инкубации к инсайту//Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам/Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2011. С. 175-188.
  6. Андриянова Н.В. Устойчивые ошибки в процессе научения: особенности и возможности прогнозирования//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2014. Серия 16. Психология. Педагогика. Выпуск 4. С. 124-131.
  7. Андриянова Н.В., Иванчей И.И. Влияние иррелевантных характеристик задачи на возникновение устойчивых ошибок/Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. СПб.: ФГБОУ ВПО “Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург”. 2015. № 4. С.212-218.
  8. Валуева Е.А., Мосинян А.Е., Лаптева Е.М. Эмоциональная подсказка и успешность решения задач//Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 3. С. 5-15.
  9. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  10. Гаврилова Е.В., Ушаков Д.В. Использование периферийной информации в решении задач как функция интеллекта//Эксперимент. психол. 2012. Т. 5. № 3. С. 21-31.
  11. Гершкович В.А. Влияние усложнений фигуро фоновых отношений при предъявлении целевого стимула на процесс его заучивания//Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. С. 368-372.
  12. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
  13. Иванова Н.А. Роль сознания в процессе научения: взаимосвязь устойчивых ошибок с динамикой процесса научения//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2009. Серия 12. Выпуск 3-2. С. 126-132.
  14. Иванчей И.И., Морошкина Н.В. Критерий принятия решения в задачах на имплицитное научение: сопоставление эмпирических данных с вычислительной моделью//Естественно научный подход в современной психологии/отв. ред. В.А. Барабанщиков М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014. С. 162-169.
  15. Карпинская В.Ю., Шелепин Ю.Е. Неосознаваемое восприятие автостереографических изображений//Эксперимент. психол. 2010. Т. 3. № 3. С. 57-65.
  16. Ледовая Я.А. Как иррелевантные параметры информации способствуют заучиванию//Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного/В.М. Аллахвердов и др. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 214-229.
  17. Морошкина Н.В. Влияние конфликта имплицитных и эксплицитных знаний субъекта на результаты научения в задаче классификации // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 3. С. 62-73.
  18. Науменко О.В. Проявление когнитивного бессознательного при решении вычислительных задач: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2010.
  19. Науменко О.В., Костина Д.И., Андриянова Н.В. Нерелевантная семантическая сатиация как способ повышения эффективности решения когнитивных задач//Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23-27 июня 2014 г. Калининград, 2014. С.718-719.
  20. Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества//Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. С. 5-23.
  21. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  22. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса//Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 3-26.
  23. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
  24. Тухтиева Н.Х. Влияние типов изменения иррелевантных параметров задач на эффект установки//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2014. Серия 12. Выпуск 3. С. 41-49.
  25. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа//Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева/Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 19-143.
  26. Филиппова М.Г. Исследование неосознаваемого восприятия (на материале многозначных изображений)//В.М. Аллахвердов и др. Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 165-187.
  27. Четвериков А.А. Аффективная оценка результата решения когнитивных задач: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2014.
  28. Augusto L.M. Unconscious knowledge: A survey//Advances in Cognitive Psychology. 2010. № 6. P. 116-141.
  29. Filippova M.G. Does Unconscious Information Affect Cognitive Activity: A Study Using Experimental Priming//The Spanish Journ. of Psychology. 2011. № 14 (1). P. 17-33.
  30. Kunst-Wilson W.R., Zajonc R.B. Affective discrimination of stimuli that cannot be recognized//Science. 1980. Т. 207. № 4430. P. 557-558.
  31. Lewicki P., Czyzewska M., Hoffman H. Unconscious acquisition of complex procedural knowledge//Journ. of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1987. № 13. P. 523-530.
  32. PetersonM.A., SkowE. Inhibitory competition between shape properties in figure ground perception // Journ. of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2008. Т. 34. № 2. С. 251-267.
  33. Reber A.S. Implicit learning of artificial grammars//Journ. of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1967. № 6(6). P. 855-863.
  34. Reber A.S. Implicit learning of synthetic languages: The role of instructional set//Journ. of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. 1976. № 2(1). P. 88-94.
  35. Van Rullen R., Koch C. Competition and selection during visual processing ofnatural scenes and objects//Journ. of Vision. 2003. № 3(1). P. 75-85.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести