САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА
САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В теоретико-эмпирическом исследовании обосновывается понимание субъективной оценки интеллекта (СОИ) как латентной переменной. На основании применения на студенческой выборке (n = 332) семи методик, включающих 9 фиксируемых переменных, установлена роль СОИ как медиатора "объективных" измерений интеллекта. Для получения последних проводилось интеллектуальное тестирование индивида и его оценка другими людьми, а также учитывались переменные, характеризующие личностные особенности принятия им неопределенности. Верифицирована структурная модель, дающая новое представление о "единстве интеллекта и аффекта" и характеризующая СОИ как проявление единства функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека.
Ключевые слова
самооценка интеллекта, измерения интеллекта, толерантность к неопределенности, готовность к риску, Я-концепция, самопонимание, самоотношение, имплицитные теории, интуиция.
Классификатор
Дата публикации
01.03.2011
Всего подписок
1
Всего просмотров
610
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  2. Бороздина Л.В., Кубанцева С.Р. Показатели интеллекта и невербальной креативности при соответствии и несоответствии уровней самооценки и притязаний // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2006. № 4. С. 41-51.
  3. Двек К.С. Новая психология успеха. Думай и побеждай. Харьков: Книжный клуб, 2007.
  4. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психол. журн. 2005. Т. 26. №1. С. 18-25.
  5. Корнилов С.А., Григоренко Е.Л. Методический комплекс для диагностики академических, творческих и практических способностей // Психол. журн. 2010. Т.31. №2. С. 90-103.
  6. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психол. журн. 2010. Т. 31. №1. С. 74-86.
  7. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003.
  8. Корнилова Т.В., Шуранова О.И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. С. 58-69.
  9. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 2. С. 23-51.
  10. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005.                 
  11. Ружгис П. Культура и интеллект: Кросскультурное изучение имплицитных теорий интеллекта // Вопросы психологии. 1994. №1. C. 142-147.
  12. Смирнов С.Д. Модифицированный вариант методики К. Двек для оценки типов имплицитных теорий интеллекта и личности, присущих студентам // Труды СГУ. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. 2005. Вып. 82. С. 40-55.
  13. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В., Корнилов С.А., Малахова С.И. О связи интеллектуальных и личностных характеристик студентов с успешностью их обучения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 4. 2007. С. 82-88.
  14. Смирнова Н.Л. Образ умного человека: российское исследование // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во "Ин-т психологии РАН", 1997. С. 112-130.
  15. Степаносова О.В., Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Диагностика доверия интуиции // Актуальные проблемы современной науки: социальные и гуманитарные науки. Части 36-38. Психология, культурология, искусствоведение. Труды 5-й Международной конференции молодых ученых и студентов. 7-9 сентября 2004, г. Самара: СамГТУ, 2004. С. 56-58.
  16. Стернберг Р., Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж., Григоренко Е. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002.
  17. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  18. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
  19. Belof H. Mother, father and me: our IQ // The Psychologist. 1992. V. 5. P. 309-311.
  20. Bentler P.M. EQS structural equations program manual. Inc, Encino, CA: Multivariate Software, 1995.
  21. Brunner M., Krauss S., Kunter M. Gender differences in mathematics: Does the story need to be rewritten? // Intelligence. 2008. V. 36. P. 403-421.
  22. Chamorro-Premuzic T., Arteche A. Intellectual competence and academic performance: Preliminary validation of a model // Intelligence. 2008. V. 36. P. 564-573.
  23. Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Personality and self-assessed intelligence: Can gender and personality distort self-assessed intelligence // Educational Research and Reviews. 2006. V. 1 №7. P. 227-233.
  24. Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Self-Assessed Intelligence and Academic Performance // Educational Psyhology. 2006. V. 26. №6. P. 769-779.
  25. Deary I.J., Dykiert D., Gale C.G. Are apparent sex differences in mean IQ scores created in part by sample restriction and increased male variance? // Intelligence. 2009. V. 37. P. 42-47.
  26. Dweck C.S. Self-Theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia, PA: The Psychology Press, 1999.
  27. Flugel J. An inquiry as to popular views on intelligence and related topics // British Journal of Educational Psychology. 1947. V. 27. P. 140-152.
  28. Furnham A. Self-estimates of intelligence: culture and gender difference in self and other estimates of both general (g) and multiple intelligences // Personality and Individual Differences. 2001. V. 31. № 8. P. 503-517.
  29. Furnham A., Moutafi J., Chamorro-Premuzic T. Personality and Intelligence: Gender, The Big Five, Self-Estimated and Psychometric Intelligence // International Journal of Selection and Assessment. 2005. V. 13. № 1. P. 11-24.
  30. Furnham A.F. Lay Theories: Everyday Understanding of Problems in the Social Sciences. Oxford: Pergamon, 1988.
  31. Furnham A., Rawles R. Sex differences in the estimation of intelligence // Journal of Social Behavior and Personality. 1995. V. 10. P. 741-745.
  32. Furnham A., Rawles R. Correlations between self-estimated and psychometrically measured IQ // Journal of Social Psychology. 1995. № 139. P. 405410.
  33. Holling H., Preckel F. Self-estimates of intelligence -methodological approaches and gender differences // Personality and Individual Differences. 2005. V. 38. № 3. P. 503-517.
  34. Kornilova T.V., Kornilov S.A., Chumakova M.A. Subjective Evaluations of Intelligence and Academic Self-Concept Predict Academic Achievement: Evidence from a Selective Student Population // Learning and Individual Differences. 2009. V. 19. № 4. P. 596-608.
  35. Reber A.S., Reber E.S. The Penguin Dictionary of Psychology. London: Penguin, 2001.
  36. Reilly J., Mulhern G. Gender differences in self-estimated IQ: the need for care in interpreting group data // Personality and Individual Differences. 1995. V. 18. P. 189-192.
  37. Shipstone K., Burt S. Twenty-five years on: A replication of Flugel's (1947) work on lay popular views of intelligence and related topics // British Journal of Educational Psychology. 1973. V. 56. P. 183-187.
  38. Sternberg R. Metaphors of mind: conceptions of the nature of intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  39. Sternberg R., Conway B., Ketron J., Bernstein M. People's conceptions of Intelligence // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. V. 41. P. 37-55.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести