ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Дается теоретический анализ феномена экономической идентичности личности, его определение, способы измерения, соотношения с другими видами идентичности. Излагаются теоретические основания изучения структуры экономической идентичности как феномена экономического самосознания личности. Описаны результаты эмпирического исследования механизмов формирования экономической идентичности личности: экономической самокатегоризации, социально-психологической адаптации, экономической социализации. Выявлены психологические основания оценки экономико-психологического статуса личности, включающие: субъективную шкалу благосостояния, удовлетворение потребностей личности, самооценку делового потенциала, удовлетворенность деловой и личной самореализацией, экономическим благосостоянием. Подтверждена гипотеза о ведущей роли представлений о богатстве в становлении экономической идентичности.
Ключевые слова
экономическая идентичность - экономическое самосознание, экономико-психологический статус, экономическая идентификация, экономическая категоризация, социально-экономическая адаптация, экономическая социализация, представления о бедности и богатстве, субъективная шкала благосостояния.
Классификатор
Дата публикации
01.09.2004
Всего подписок
0
Всего просмотров
546
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова К. А. Социальное мышление личности//Современная психология: состояние и перспективы исследований. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: ИП РАН, 2002. Ч. 3. С. 88-104.           
  2. Агеев B.C. Социальная идентичность личности//Социальная психология: Хрестоматия. Составители: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М., 1999. С. 349-356.
  3. Антонова H.B. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопр. психол. 1996. № 1. С. 131-143.             
  4. Дейнека О С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. Спб., 1999.
  5. Джеймс У. Психология. Спб., 1905.
  6. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопр. психол. 1997. № 4. С. 75-86.
  7. Журавлев А.Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-психологических феноменов в изменяющемся обществе//Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999. С. 8-27.               
  8. Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности//Современная психология: состояние и перспектива исследований. Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: ИП РАН, 2002. Ч. 5. С. 11-42.     
  9. Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Влияние субъективного экономического статуса на экономическое сознание личности//Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998. С. 221-245.          
  10. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: социально-психологический анализ. М., 1997.
  11. Методы социальной психологии/Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. С. 120-131.
  12. Науменко Л.И. Изменение этнической идентичности личности и проблема этнокультурной марги-нальности//Современная психология: состояние и перспектива исследований. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: ИП РАН, 2002. Ч. 3. С. 236-257.
  13. Павленко B.H. Разновидности кризиса социальной идентичности в Украине//Этническая психология и общество. М., 1997. С. 88-97.
  14. Павленко B.H., Корж H.H. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе//Психол. журн. 1998. № 1. С. 83-95.
  15. Павленко В.Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной социальной психологии//Вопр. психол. 2000. № 1. С. 136-141.
  16. Поддубный С.Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и группы: Ав-тореф. дисс....канд.психол. наук. М., 2001.  
  17. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: ИП РАН, 2000.  
  18. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.          
  19. Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999.          
  20. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности//Этническая психология и общество. М., 1997. С. 97-104.
  21. Хащенко В А., Шибанова Е.С. Представления о богатом и бедном человеке в различных социально-экономических группах//Современная психология: состояние и перспективы исследования. М.: ИП РАН, 2002. Ч. 2. С. 332-346.            
  22. Хащенко В.А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания личности//Ежегодник росс. психол. общества. Материалы III Всеросс. съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. СПб., 2003. Т. 8. С. 164-168.
  23. Хащенко В.А., Баранова А.В. Взаимосвязь оценки качества жизни и экономико-психологического статуса личности//Проблемы экономической психологии/Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: ИП РАН, 2004. Т. 1. С. 501-527.             
  24. Шибутани Т. Органические основы Я-концеп-ции//Психология Я-концепции: методология, теория, структура: Хрестоматия/Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова. М.: МгСа, 2002. Ч. 1. С. 182-198.
  25. Проблемы экономической психологии/Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: ИП РАН, 2004. Т. 1.         
  26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  27. Breakwell G.M. Integrating paradigms, methodological implications//Empirical approaches to social representations/Eds. Breakwell G.M., Canter D.V. Oxford: Clarendon Press, 1993. P. 180-201.
  28. Deschamps J -C, Devos T. Regarding the relationship between social identity and personal identity//Social identity: International perspective/Eds. Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 1-12.
  29. Doise W. Social representations in personal identity//Social identity: International perspective/Eds. Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 13-25.
  30. Furnham A., Lewis A. The Economic Mind. Brighton: Wheatsheaf Books, 1986.
  31. Jaromowic M. Self-We-Others schemata and social identifications//Social identity: International perspective/Eds. Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 44-52.
  32. Jenkins R. Social identity. L.: Routledge, 1996.
  33. Lea S.E.G., Tarpy R.M., Webley P. The individual in the economy. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. P. 627.
  34. Lewis A., Webley P., Furnham A. The new economic mind: the social psychology of economic behavior. N.Y., 1995.
  35. Moscovici S. Notes towards a description of social representation//Europ. J. Soc. Psychol. 1988. V. 18. P. 211-250.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести