- PII
- S020595920010486-0-1
- DOI
- 10.31857/S020595920010486-0
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume 41 / issue 4
- Pages
- 109-114
- Abstract
The article by A.L. Zhuravlev and T.A. Nestik “Socio-psychological consequences of the introduction of new technologies: promising areas of research” is discussed. The relevance and timeliness of the problems raised by the authors, the level of methodological and theoretical justification in assessing the socio-psychological consequences of living people and groups in the “digital society”, heuristic capabilities of the proposed promising areas of research are etimated.
- Keywords
- New technologies, promising areas of research, social well-being of people, a group as a subject of social action, new technologies and education
- Date of publication
- 24.07.2020
- Number of purchasers
- 28
- Views
- 804
В настоящее время в связи с кардинальным изменением современного человека и окружающего его мира, большую актуальность приобретают исследования психологических особенностей людей в условиях глобальных рисков. Поэтому представляется целесообразным в рамках дискуссии обсудить вопросы, поднятые в статье А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований” [9]. Следует отметить, что данная публикация является логическим развитием идей, представленных ранее в статье А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича о перспективах психологии как стратегической науки в решении задач российского общества [10].
Мы поддерживаем мнение о том, что в нашей стране, только достигнув статуса стратегической науки, психология будет в состоянии решать соответствующие задачи и в “цифровом обществе”. Особенно это необходимо учитывать, поскольку в настоящее время в России, как подчеркивают авторы обсуждаемой статьи, увеличивается техно-гуманитарный дисбаланс, а также разрыв между технологическим оптимизмом и социальным пессимизмом, что требует все большего внимания не только к растущим технологическим возможностям, но и к возможным последствиям влияния этого процесса на отношения между людьми. В рамках дискуссии представляется целесообразным обсудить на различных уровнях социально-психологического анализа (личности, межличностных отношений, группы, межгрупповых отношений, общества) открывающиеся эвристические возможности для отечественной социальной психологии и социальных психологов предлагаемые авторами обсуждаемой статьи подходы к прогнозированию влияния новых технологий на общество, а также оценить возможные социально-психологические последствия их внедрения в повседневную жизнь людей.
По нашему мнению, в структуру принципов социально-психологического прогнозирования последствий влияния новых технологий на человека желательно ввести принцип оптимального соответствия психических ресурсов человека требованиям новых технологий.
Так, например, согласно экспериментам С. Милграма, в мегаполисах воздействие огромного количества воспринимаемых человеком лиц вызывает у личности негативные изменения в системе ее духовно-нравственных качеств [15]. А влияние новых технологий на качество публикаций в СМИ, отмеченное А. Дятловым, проявляется в том, что работа компьютера не соразмерна работе человеческой мысли, которая привыкла к движению пера или карандаша, идущих на равных скоростях, благодаря чему отсутствует та самая недодуманность и легковесность, которой так много сегодня, когда мы живем и думаем в стремительном формате гаджетов и социальных сетей [7].
Кроме того, желательно расширение принципа многоуровневой организации совместной жизнедеятельности. Так положение о том, что “…негативные последствия технологических или экономическим изменений на индивидуальном (или личностном) уровне могут быть компенсированы позитивными последствиями на том же или групповом уровне” [9], может быть дополнено предложением об обеспечении позитивного социального самочувствия личности статусно-позиционной структурой удовлетворенности в системе социальных организаций (от группы до организаций более высокого уровня, вплоть до общества в целом), что будет способствовать сближению ценностей личности и общества [8].
А.Л. Журавлев и Т.А. Нестик справедливо указывают на тесную взаимосвязь коллективного образа будущего и социального поведения в настоящем [9, с. 37]. Нам представляется важным специально акцентировать внимание на самом феномене “образ будущего”, который, по данным ряда исследований, в настоящее время играет значительную роль для общества, особенно для молодежи. Например, Д.И. Фельдштейн считает неопределенность, “размытость” образа будущего у молодежи серьезной проблемой [21]. В рамках информационной войны ставятся задачи по формированию у молодежи негативного образа России [5]. В.Е. Семенов показывает ограниченность целей у “цифрового поколения”, для которого характерна ориентация на деньги, эгоцентризм, эгоизм [19]. В то же время у молодого поколения с активной жизненной позицией сформирован образ будущей России как великой справедливой страны с благоприятными социальными лифтами для молодежи [23].
Предлагаемые авторами обсуждаемой статьи перспективные направления социально-психологических исследований возможных последствий внедрения новых технологий носят системный, теоретический характер. Для их реализации на теоретическом и практическом уровне целесообразно обратиться к традициям отечественной психологии, заложенным В.М. Бехтеревым, С.Л. Рубинштейном, принципу единства теории, эксперимента и практики Б.Ф. Ломова [3, 11, 12, 17]. Тем более, что в настоящее время в отечественной социальной психологии обсуждаются проблемы естественного формирующего эксперимента в социальной психологии с ориентацией на возвращение в арсенал методических средств науки эксперимента с учетом современного научного знания [6, 18].
В рамках возможных социально-психологических последствий на уровне малых контактных групп наиболее остро стоит задача определения содержания групповой идентификации. Авторы считают, что основой идентификации может служить общность отношения к конкретным событиям, коллективные чувства, однако здесь возникает трудность в актуализации общности, так как группы становятся более “текучими” [9, с. 41]. Нам представляется необходимым отметить еще такую категорию общности, как “социальное действие”, которое совместно с категорией “отношение” наиболее полно характеризует активность группы. Так, А.В. Петровский выделял две взаимосвязанные формы групповой активности: отношение, скрытое (латентное) и взаимодействие – зримое, явное [16]. Кроме того, А.С. Макаренко установил ведущую роль единства социально действия как базового фактора в формировании коллектива, способного влиять на формирование личности [13].
Дискуссионным представляется вопрос об оптимальном числе (необходимом и достаточном) предлагаемых авторами направлений социально-психологических исследований с учетом сложившегося в российском обществе социального расслоения населения и разнообразия социальных сред [2]. Вызывает тревогу нарастающая поляризация современной российской молодежи и, особенно, молодежных групп. В этой связи можно обсудить целесообразность проведения сравнительных исследований внутри российского общества, еще сохранившего самобытность общенационального менталитета, что снимает основное ограничение кросскультурных исследований [1].
Возникает вопрос о степени релевантности предлагаемых авторами подходов к различным социальным институтам. В этой связи наиболее проблемной, по нашему мнению, является сфера образования, наиболее динамичная, противоречивая, в которой стандарты образования меняются едва ли не ежегодно, особенно в высшей школе.
В итоге происходят кардинальные изменения не только в содержании учебных программ, но и в технологиях обучения, так что в перспективе престижными станут “цифровые университеты”. Это порождает противоречия с традиционными классическими принципами функционирования высшей школы. В первую очередь это относится к изменению роли преподавателя. Традиционно преподаватель свои профессиональные и личностные качества, свой авторитет актуализировал в условиях многоплановых, непосредственных контактов со студентами. Перегрузка преподавателя оформлением большого числа документации сокращает время на общение со студентами, что снижает удовлетворенность профессорско-преподавательского состава профессиональной деятельностью [20].
Кроме того, опосредование взаимодействия студентов с преподавателями электронными средствами, включая поток документации, осложняет межличностное восприятие субъектов образовательного процесса. В этой связи необходимо отметить уже набирающий силу в последние годы вектор цифровизации образовательной среды, реализующийся, например, во все большем внедрении в образовательный процесс системы дистанционного обучения. Несомненная экономическая и социальная привлекательность дистанционного обучения в тоже время, как показывают исследования, сталкивается с проблемой отсутствия теории взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения, которая позволила бы объяснить проблемы приема и передачи информации человеком. Следствием этого является преимущественное внимание техническому и отчасти технологическому инструментарию этой системы, в то время как субъект образовательного процесса рассматривается преимущественно абстрактно [24].
Электронные технологии работы с текстами (лекция, статья, монография) сместили акцент с переработки текста на логической основе при работе с развивающими конспектами (которые не любили студенты, но высоко оценивали преподаватели) на поверхностное “скачивание” и ксерокопирование, что вынудило проверять курсовые, дипломные работы на оригинальность. В этой связи приходится констатировать сдвиг учебной мотивации студентов с работы над текстами монографий, статей научных журналов, учебников, учебных пособий и т.д. на поиск в сети Интернет доступно изложенного, уже обобщенного знания по нужному вопросу, экстрагированного, как правило, анонимными авторами путем преломления через их восприятие и понимание разрозненной и рассеянной зачастую в том же интернете информации. Показательным примером такого рода источников знания является интернет-энциклопедия Википедия, отношение к которой уже ряд лет и на разных уровнях является предметом дискуссий.
Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может стать создание цифровых электронных учебников, являющихся не оцифрованной копией печатного учебника или учебного пособия, а специально разработанным электронным интерактивным изданием, содержащим системное и полное изложение учебного предмета в соответствии с программой, и представляющем собой совокупность текстовой, изобразительной, аудиальной, анимационной, а также другой информации и официально допущенным к использованию в образовательном процессе. Но на сегодняшний день, несмотря на значительное число научных изысканий в области создания такого учебника, многие вопросы, касающиеся его разработки и использования в учебном процессе, недостаточно или вообще не изучены. В частности, отсутствуют ответы на такие первостепенные вопросы как:
– каким должен быть полноценный цифровой учебник;
– каково место такого учебника в современной цифровой образовательной среде и как такой учебник взаимодействует с другими компонентами такой среды;
– является ли электронный учебник полноправным, активным субъектом образовательной среды;
– каково оптимальное соотношение в учебном процессе бумажного и цифрового учебников и как будет осуществляться взаимодействие между ними [4].
Современная молодежь оказалась чувствительной к компьютерным технологиям и относительно легко их усваивает, что в итоге способствует формированию “компьютерной культуры”, без которой трудно освоить различные сферы профессиональной деятельности.
Новые технологии и социально-экономические изменения в обществе изменили социально-психологические аспекты взаимоотношений личности и студенческой группы: ведущую роль играет феномен “групповая фасилитация”, проявляющийся в стимулировании ответственного отношения к учебе, консультативной помощи в усвоении трудных тем и, особенно, в психоэмоциональной поддержке. Наиболее полно указанные функции группы как субъекта психологической помощи своим участникам присущи группам иностранных студентов, обучающихся в России [22].
На основании вышеизложенного можно констатировать не только актуальность поставленных А.Л. Журавлевым и Т.А. Нестиком проблем для сферы образования, но и необходимость активного включения социальных психологов в их решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цифровое общество порождает глобальные риски для современного человека на всех уровнях его жизнедеятельности. В этой связи социальная психология как социогуманитарная наука может предложить научно-теоретические и практико-ориентированные подходы к улучшению социального самочувствия человека и повышению удовлетворенности жизнью, а в целом – “овладению искусством жизни” [14].
Однако, масштабный характер указанных задач предполагает и соответствующие стратегии научного поиска, способного объединить различные научные центры на общей теоретико-методологической основе, тем более, что среди современных отечественных психологов наметились, по мнению В.Е. Семенова, серьезные расхождения [19]. Статья А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований”, на наш взгляд, стала ориентиром для отечественных социальных психологов в их поиске новых подходов к изучению проблем “цифрового общества”.
Системный и содержательный анализ психологических проблем “цифрового общества”, с определением научно состоятельных принципов их изучения и, самое главное, – прогнозированием возможных последствий, обеспечивает теоретико-методологическую целостность познания и преобразования сложившейся ситуации в сложном современном обществе.
Естественно, подходы авторов открывают и ряд дискуссионных позиций, но в целом они направлены на уточнение и лучшее понимание продуктивных идей.
References
- 1. Abul'hanova K.A. Rossijskij mentalitet: kross-kul'turnyj i tipologicheskie podhody. Rossijskij mentalitet: voprosy psihologicheskoj teorii i praktiki. Moscow: Izd-vo “In-t psihologii RAN”, 1997. P. 7−37. (In Russian)
- 2. Ancyferova L.I. Sposobnost' lichnosti k preodoleniyu deformacij svoego razvitiya. Psihologicheskij zhurnal. 1999. V. 20. №1. P. 6−19. (In Russian)
- 3. Bekhterev V.M. Izbrannye raboty po social'noj psihologii. Moscow: Nauka, 1994. (In Russian)
- 4. Borisenko N.A., Granik G.G. Cifrovoj uchebnik dlya pokoleniya Z: problemy i perspektivy sozdaniya. Ekopsihologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psihologiya ustojchivogo razvitiya: sbornik nauchnyh statej. Ed.: V. I. Panov. Moscow: FGBNU “Psihologicheskij institut RAO”; Kursk: Universitetskaya kniga, 2020. P. 430−435. (In Russian)
- 5. Vystuplenie Prezidenta RF V.V. Putina na vstreche s predstavitelyami obshchestvennosti po voprosam patrioticheskogo vospitaniya molodyozhi 12 sentyabrya 2012 goda. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470. (In Russian)
- 6. Drobysheva T.V., ZHuravlev A.L. Specifika estestvennogo formiruyushchego eksperimenta v social'no-psihologicheskom issledovanii. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2008. №3 (16). P. 18–24. (In Russian)
- 7. Dyatlov A. Predislovie. Peskov V.M. Poln. sobr. soch. V. 4. Moscow: Komsomol'skaya Pravda, 2014. P. 3−5. (In Russian)
- 8. Elizarov S.G. Motivacionno-cennostnaya vklyuchennost' maloj gruppy v social'nuyu sistemu (sistemu grupp) razlichnyh tipov: na materiale issledovaniya molodezhnyh uchebnyh grupp: dis. ... dokt. psihol. nauk. Kursk, 2010. (In Russian)
- 9. ZHuravlev A.L., Nestik T.A. Social'no-psihologicheskie posledstviya vnedreniya novyh tekhnologij: perspektivnye napravleniya issledovanij. Psikhologicheskii zhurnal. 2019. V. 40. №5. P. 35−47. (In Russian)
- 10. ZHuravlev A.L., Ushakov D.V., YUrevich A.V. Perspektivy psihologii v reshenii zadach rossijskogo obshchestva. CHast' 1. Postanovka problemy i teoretiko-metodologicheskie zadachi. Psikhologicheskii zhurnal. 2013. V. 34. №1. P. 3−14. (In Russian)
- 11. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. MOSCOW: Nauka, 1984. (In Russian)
- 12. Lomov B.F. Teoriya, eksperiment i praktika v psihologii. Psikhologicheskii zhurnal. 1980. V. 1. №6. P. 8−21. (In Russian)
- 13. Makarenko A.S. Trudovoe vospitanie: Otnosheniya, stil', ton v kollektive. Sobr. soch. V. 5. Moscow: Pedagogika, 1960. (In Russian)
- 14. Menegetti A. Mudrec i iskusstvo zhizni. Perm': Horton, 1993. (In Russian)
- 15. Milgram S. Eksperiment v social'noj psihologii. St. Petersburg: Piter, 2000. (In Russian)
- 16. Petrovskij A.V. Psihologiya v Rossii. XX vek. Moscow: URAO, 2000. (In Russian)
- 17. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. St. Petersburg: Piter, 2001. (In Russian)
- 18. Sarychev S.V., CHernyshev A.S. Metodologicheskie problemy ispol'zovaniya eksperimenta v social'no-psihologicheskom issledovanii sovmestnoj deyatel'nosti i gruppovogo povedeniya. Eksperimental'naya psihologiya v Rossii: tradicii i perspektivy: sbornikov materialov konferencii. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2010. P. 65−70. (In Russian)
- 19. Semenov V.E. Izmeneniya v cennostyah rossijskoj molodezhi. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoj psihologii. Eds. A.L. ZHuravlev, V.A. Kol'cova. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2017. P. 2058−2064. (In Russian)
- 20. Universitet 20.35 sozdast novye formaty i “upakovku” znanij. Veb-sajt “Informbyuro 20.35. Nacional'naya tekhnologicheskaya iniciativa”. URL: https://ntinews.ru/news/unti/universitet-20-35-sozdast-novye-formaty-i-upakovku-znaniy.html (In Russian)
- 21. Fel'dshtejn D.I. Prioritetnye napravleniya razvitiya psihologo-pedagogicheskih issledovanij. Byulleten' VAK. 2005. №6. P. 1−11. (In Russian)
- 22. Foroponova A.A. Vliyanie social'no-psihologicheskih kachestv gruppy na uspeshnost' uchebnoj deyatel'nosti inostrannyh studentov: avtoref. dis…. kand. psihol. nauk. Kursk, 2014. (In Russian)
- 23. CHernyshev A.S., Sarychev S.V., Elizarov S.G. i dr. Dinamika mirooshchushcheniya podrostkov i yunoshej v izmenyayushchejsya Rossii (na rubezhe XX – XXI vv.). Kursk: Kursk. gos. un-t, 2010. (In Russian)
- 24. CHistyakov V.A. Vzaimodejstvie sub"ektov obrazovatel'nogo processa v sisteme distancionnogo obucheniya: Na primere vuza fizicheskoj kul'tury: dis. ... d-ra ped. nauk . SPb., 2004. (In Russian)