- Код статьи
- S020595920012575-8-1
- DOI
- 10.31857/S020595920012575-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 42 / № 1
- Страницы
- 46-55
- Аннотация
В аналитическом обзоре рассматриваются особенности психологических исследований, посвященных политическим ориентациям ― распространенным в обществе системам представлений о правильном устройстве общества и путях его достижения. Отмечается, что североамериканские и европейские психологи проводят различие между двумя политическими ориентациями ― консерватизмом и либерализмом. Обзор состоит из двух частей. В первой части анализируются вопросы, связанные со структурой, методами измерения и общими проблемами изучения политических ориентаций; во второй части описываются предикторы и последствия политических ориентаций. Вторая часть состоит из четырех разделов. В первом разделе рассматривается связь относительно стабильных психологических особенностей (личностных черт, характеристик когнитивной сферы, ценностей, моральных принципов, правого авторитаризма и ориентации на социальное доминирование) с политическими ориентациями. Во втором разделе анализируется воздействие угрозы на политическую ориентацию, описываются две теории, объясняющие это воздействие. В третьем разделе описываются взгляды консерваторов и либералов на устройство общества: их представления о личных отношениях, экономике, внутренней и внешней политике, отношение к природе. В четвертом разделе описываются ограничения проведенных исследований.
- Ключевые слова
- Политические ориентации, ценности, моральные основания, правый авторитаризм, ориентация на социальное доминирование, предрассудки, электоральные предпочтения, экологические взгляды.
- Дата публикации
- 20.01.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 341
Политическая ориентация ― это субъективно принятая человеком политическая идеология, система представлений о правильном устройстве общества и путях его достижения, которую он поддерживает. Американские исследователи, заложившие основы психологического изучения политических ориентаций, провели различие между либеральными (“левыми”) и консервативными (“правыми”) политическими взглядами. В соответствии с этой классификацией, консерваторы поддерживают привычные, существующие на протяжении долгого времени социальные практики и одобряют социальное неравенство, а либералы поддерживают социальные изменения и одобряют социальное равенство [29, 30, 33].
Первые психологические исследования, посвященные политическим ориентациям, были проведены в середине прошлого века. Однако в последние пятнадцать лет произошел резкий всплеск таких исследований. Ученые изучают индивидуальные особенности и временно возникающие психологические состояния, свойственные людям с либеральной и консервативной ориентацией, а также представления об устройстве общественной жизни, которые они поддерживают. Цель второй части аналитического обзора ― проанализировать психологические факторы и последствия усвоения политических ориентаций.
Важно отметить, что большинство проведенных исследований носит корреляционный характер. Однако при интерпретации результатов индивидуальные характеристики рассматриваются как причины, а представления об обществе ― как следствия политических взглядов. Это происходит, поскольку, с точки зрения современных исследователей, политические ориентации являются результатом определенного представления человека о мире, в котором он живет. Это представление определяется относительно стабильными психологическими особенностями человека и временно возникающими у него состояниями. Политические ориентации, в свою очередь, накладывают отпечаток на представления об отдельных аспектах общественной жизни.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСЕРВАТОРОВ И ЛИБЕРАЛОВ
Институты социализации, в которых человек развивается, создают предпосылки для формирования политической ориентации, но не определяют ее полностью. Возникает вопрос: какие люди и при каких условиях чаще поддерживают либеральные и консервативные взгляды? Ответ на этот вопрос дает теория мотивированного социального познания [27, 30]. Согласно этой теории, люди обладают тремя видами мотивации: в определенности, безопасности и в принадлежности к группе. Мотивация оказывает влияние на политическую ориентацию человека: чем сильнее у человека выражены эти мотивы, тем больше он поддерживает консервативные идеи и тем меньше ― либеральные (рис.). Существуют свидетельства того, что стремление к определенности больше связано с сопротивлением изменениям, а стремление к безопасности ― с оправданием неравенства [32].
Рис. Связь психологических потребностей и политических ориентаций.
Любые условия, которые усиливают (или отражают) мотивацию в определенности и безопасности, уменьшают либерализм и усиливают консерватизм. Это происходит, поскольку, с точки зрения людей, следование традициям и социальная иерархия делают мир определенным и безопасным, тогда как изменения и социальное равенство кажутся источником непредсказуемости и опасности. В качестве факторов, оказывающих влияние на политические ориентации, психологи выделяют относительно стабильные (личностные черты, особенности когнитивной сферы, ценности, моральные ориентации, политические представления) и ситуативно возникающие (ощущение угрозы) характеристики.
Личностные особенности. Изучение связи между личностными особенностями и политическим ориентациями проходит преимущественно в рамках модели “большой пятерки”. Согласно этой модели, все личностные черты, присущие человеку, можно свести к пяти факторам: экстраверсии (энергичность и активность, уверенность в себе и настойчивость), дружелюбию (уважение и доверие к людям, забота о других людях и чувствительность к их потребностям), добросовестности (упорядоченность и точность в работе, способность добиваться целей и выполнять обещания), эмоциональной стабильности (способность справляться с негативными эмоциями ― тревогой и гневом) и открытости опыту (интерес к новым областям знания, терпимость к другим ценностям и традициям).
В начале 2000-х годов американские психологи провели метаанализ, который продемонстрировал, что открытость опыту негативно связана с политическим консерватизмом (позитивно ― с политическим либерализмом) [31]. Спустя почти десять лет новозеландские психологи [51] провели другой метаанализ, который показал, что добросовестность позитивно, а открытость опыту негативно связаны с политическим консерватизмом (наоборот ― с либерализмом). Некоторые исследования говорят о том, то эта закономерность сохраняется при разных способах измерения личностных особенностей [8, 29, 40].
Когнитивные особенности. Люди с консервативной и либеральной ориентацией по-разному анализируют поступающую информацию. Метаанализы исследований [28, 31, 34] показали, что характеристики, отражающие склонность к формированию простой структуры (когнитивная ригидность и догматизм, нетерпимость к двусмысленности, потребности в упорядоченности и когнитивной завершенности) позитивно связаны с консерватизмом (негативно ― с либерализмом). В то же время характеристики, отражающие склонность к формированию сложной структуры (толерантность к неопределенности, интегративная сложность, потребность в размышлениях) позитивно связаны с либерализмом (негативно ― с консерватизмом).
Ценности. Базовые ценности ― это общие принципы, которыми человек руководствуется в жизни. Согласно модели Ш. Шварца, все ценности, которыми обладают люди, образуют два фактора: сохранение (безопасность, конформность и традиции) ― открытость изменениям (самостоятельность и стимуляция) и самовозвышение (личная власть и достижения) ― самотрансцендентность (универсализм и доброта). Данные, полученные в European Social Survey в 2006 и 2008 годах, показали, что в западноевропейских странах ценности сохранения и самовозвышения позитивно были связаны с политическим консерватизмом (негативно ― с политическим либерализмом) [2, см. также 6].
Моральные ориентации. Согласно теории моральных оснований, предложенной Дж. Хайдтом, моральные системы представляют собой совокупности ценностей, практик, и социальных институтов, цель которых ― регулировать эгоизм людей и вести общественную жизнь. Некоторые культуры пытаются подавить эгоизм, защищая отдельных людей и обучая их уважать права друг друга; в рамках этого подхода главную ценность представляет личность. Другие культуры пытаются подавить эгоизм, укрепляя отдельные группы и социальные институты, чтобы ограничить их несовершенную природу; в рамках этого подхода главную ценность представляет группа.
Во многих современных обществах люди руководствуются как индивидуализирующими (соответствующими первому подходу), так и связывающими (соответствующими второму подходу) моральными принципами. К индивидуализирующим принципам относятся забота и справедливость, а к связывающим ― лояльность группе, уважение авторитетов и чистота. Исследования, проведенные в США, показали, что носители разных политических ориентаций имеют разные моральные принципы. Либералы придают большее значение индивидуализирующим основаниям, чем связывающим, а консерваторы придают одинаковое значение всем основаниям [21, 30].
Политические представления. Политический консерватизм связан с правым авторитаризмом (по Б. Альтмейеру) и ориентацией на социальное доминирование (по Ф. Пратто и Дж. Сиданиусу). Правый авторитаризм — это совокупность представлений, включающая в себя одобрение традиций и социальных норм, которые кажутся широко распространенными; готовность подчиняться любым представителям власти, которые считаются легитимными; негативное отношение ко всем, кто не соглашается подчиняться таким властям. Ориентация на социальное доминирование ― это позитивное отношение к социальному неравенству, доминированию одних социальных групп над другими.
Американские [11, 17] и новозеландские [54] исследования продемонстрировали, что более высокий уровень правого авторитаризма и ориентации на социальное доминирование связан с большим политическим консерватизмом (меньшим либерализмом). Согласно новозеландским данным, самыми либеральными являются люди, которые одновременно обладают низким уровнем правого авторитаризма и ориентации на социальное доминирование. (Более подробно о соотношении политических представлений и политических ориентаций см. первую часть обзора).
ОЩУЩЕНИЕ УГРОЗЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
Под ощущением угрозы понимают восприятие человеком опасности происходящего. Воздействие этого фактора объясняют две социально-психологические концепции. Согласно теории мотивированного социального познания [27, 30], угрожающие стимулы вызывают “консервативный поворот”: люди, которые ощущают угрозу, выражают более консервативные взгляды, чем люди, которые ее не ощущают. Согласно теории управления страхом смерти, угроза побуждает человека защищать свои политические ориентации: под ее воздействием люди с консервативными взглядами становятся более консервативными, а люди с либеральными взглядами ― более либеральными [47].
Метаанализы исследований, посвященных этому вопросу, дают противоречивые результаты. С одной стороны, метаанализы, проведенные сторонниками теории мотивированного социального познания [31, 34, 35], показали, что субъективное ощущение угрозы, а также напоминание человеку о личной смерти и об отдельных явлениях/событиях, которые представляют опасность (например, терактах или кризисах), связаны с большим одобрением консервативных идей, политиков, партий и практик и меньшим одобрением ― либеральных. В то же время, метаанализ, проведенный сторонниками теории управления страхом смерти, привел к иным результатам. Он показал, что напоминание о смерти может вызвать два противоположных результата: “консервативный поворот” и поляризацию политических взглядов [5]. Например, после напоминания о смерти либералы больше поддерживают практики, способствующие снижению социального неравенства (программы помощи низкостатусным группам, всеобщую систему здравоохранения, позитивную политику в отношении мигрантов и т.д.), а также придают большее значение двум индивидуализирующим моральным основаниям ― справедливости и заботе.
Интересно, что ощущение угрозы не только оказывает непосредственное влияние на политические взгляды, но и ослабляет связь между индивидуальными психологическими особенностями и либерализмом–консерватизмом. Например, согласно модели ограничения-угрозы [51], политическая ориентация зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от текущей ситуации. Ситуативный фактор (ощущение угрозы) способен ослабить воздействие относительно стабильного фактора (личностных характеристик). Это происходит, поскольку различие между либералами и консерваторами по открытости опыту связано с определенным представлением о мире.
Люди с сильно выраженной открытостью новому считают мир безопасным, а люди со слабо выраженной открытостью новому ― опасным местом. Поэтому первые чаще имеют либеральную, а вторые ― консервативную политическую ориентацию. Однако, когда люди, обладающие высокой открытостью опыту, сталкиваются с временной опасностью (нападения, болезни, смерти и т.д.), они становятся такими же консервативными, как люди с низкой открытостью. Эту идею подтверждают результаты метаанализа, показавшего, что открытость новому опыту сильнее связана с политической ориентацией у людей, которые находятся в условиях слабой угрозы, чем у тех, кто находится в условиях сильной угрозы [51].
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
Люди с либеральной и консервативной ориентацией обладают разными представлениями о том, как должна быть устроена общественная жизнь. Эти различия имеют культурную и временную специфику. С одной стороны, в разных странах либералы и консерваторы обращают внимание на разные проблемы. С другой стороны, различия в отношении к конкретному явлению или проблеме могут возрастать или сглаживаться со временем. Ниже мы рассмотрим основные различия между либералами и консерваторами из североамериканских и европейских стран, которые фиксируются на протяжении последних десяти–пятнадцати лет.
Личные отношения. Американские и некоторые европейские исследования показали, что консерваторы больше поддерживают одни и меньше ― другие представления и практики в романтических отношениях, чем либералы. В частности, консерваторы обладают более сильным, чем либералы, враждебным (вера в то, что женщины слабы и некомпетентны, но стремятся контролировать мужчин) и доброжелательным (вера в то, что женщины нуждаются в мужчинах и должны заботиться о них) сексизмом [25, 45]; больше одобряют традиционное распределение семейных ролей, при котором женщина занимается детьми и домашним хозяйством, а мужчина ― профессиональной деятельностью.
В то же время либералы более позитивно относятся к романтическим отношениям с несколькими партнерами одновременно (полиаморным отношениям) и абортам, чем консерваторы [25, 45]. Кроме того, они выражают более позитивное отношение к гомосексуалам и трансгендерам [46]. Например, кросскультурное исследование, проведенное в тридцати европейских странах, показало, что люди с либеральной ориентацией демонстрируют более позитивное отношение к геям и лесбиянкам (считают, что гомосексуалам надо дать возможность жить так, как они хотят), чем люди с консервативной ориентацией [13].
Отношение к окружающей среде. Люди с либеральной и консервативной политической ориентацией по-разному относятся к природе. Исследования позволили выделить два основных вопроса, по которым либералы отличаются от консерваторов. Во-первых, люди с либеральной ориентацией больше поддерживают идею о том, что животные, подобно людям, обладают определенными правами [26]. Они выражают более позитивное отношение к вегетарианству и реже едят мясо [44], а также реже возвращаются к употреблению мяса после перехода на вегетарианскую диету, чем люди с консервативной ориентацией [24].
Во-вторых, либералы больше верят в изменение климата под действием человеческой активности, чем консерваторы [19, 49]. Они больше одобряют действия, направленные на улучшение экологической обстановки (переработку мусора, водо- и энергосбережение, отказ от использования личных автомобилей и т.д.) [3, 19, 43], больше поддерживают природоохранное законодательство и государственное регулирование в экологической сфере [1].
Отношение к экономической системе. Люди с либеральной и консервативной ориентацией обладают разными взглядами на роль отдельных людей и государства в экономической жизни страны. Во-первых, консерваторы больше одобряют частное предпринимательство и свободный рынок, цены на котором устанавливаются в ходе свободной конкуренции, чем либералы. Либералы больше одобряют отдельные элементы государственного регулирования в экономической сфере, чем консерваторы. Во-вторых, консерваторы считают более справедливым распределение общественных благ по заслугам и усилиям, но менее справедливым ― поровну и по потребностям, чем либералы [29, 30].
В-третьих, консерваторы чаще объясняют трудное положение, в котором оказался человек, внутренними причинами (индивидуальными особенностями), а либералы ― внешними (структурой общества и текущей ситуацией) [42]. Так, люди с консервативной ориентацией чаще объясняют бедность человека, отсутствие у него работы и жилья недостатком мотивации и настойчивости, а либералы ― несправедливостью социальных институтов и сложными экономическими условиями. Как следствие, либералы чаще выступают за социальные пособия членам обездоленных групп, программы помощи и законы, препятствующие групповой дискриминации, чем консерваторы [29, 33].
Отношение к жителям других стран. Люди с либеральной и консервативной ориентацией выражают разное отношение к иностранцам. Во-первых, консерваторы ощущают более сильную угрозу от мигрантов и, как следствие, выражают более негативное отношение к ним, чем либералы [52]. Например, кросскультурное сравнение, проведенное в 2013 году, продемонстрировало, что в США и в ряде европейских стран: Франции, Германии, Бельгии, Дании, Швейцарии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Исландии, Словении, Испании ― консерваторы выражали более негативное отношение к мигрантам, чем либералы [16].
Во-вторых, американские исследования показали, что люди с консервативной ориентацией больше одобряют насилие по отношению к жителям других стран, чем люди с либеральной ориентацией. Например, консерваторы выражают более позитивное отношение к отдельным военным кампаниям на территории других государств [20], а также к пыткам террористов и солдат вражеской армии во время военных действий, когда все другие способы воздействия не дают желаемых результатов [4, 38]. Кроме того, консерваторы чаще объясняют действия военных, убивших мирных жителей, ситуативными причинами, чем либералы [42].
Политические предпочтения. Политическая ориентация связана с оценками и поведением в политической сфере. Во-первых, исследования, проведенные в разных странах, показали, что люди с либеральной ориентацией больше поддерживают экологические организации, а также социальные движения и организации, которые защищают права женщин, мигрантов, сексуальных и расовых меньшинств, чем люди с консервативной ориентацией [30, 33]. По-видимому, эти предпочтения опосредуются взглядами либералов и консерваторов на семейные, экологические, экономические, международные вопросы и проблемы.
Во-вторых, политическая ориентация связана с голосованием на выборах и референдумах. Например, американские исследования показали, что люди с либеральной ориентацией отдают предпочтение кандидатам от Демократической партии, а люди с консервативной ориентацией ― кандидатам от Республиканской партии [30, 48, 56]. В то же время исследования, проведенные в Великобритании, продемонстрировали, что консервативные жители чаще голосовали за выход своей страны из Евросоюза, чем либеральные [23, 53].
ОГРАНИЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследования позволили выявить психологические характеристики, особенности ситуации и взгляды на устройство общества, связанные с либерализмом и консерватизмом. Однако, как показывает дополнительный анализ, эти исследования имеют несколько ограничений.
Первое ограничение заключается в том, что связь политических ориентаций с индивидуальными особенностями и отношением к различным явлениям имеет кросскультурную специфику. Например, кросскультурные исследования показали, что базовые ценности сильнее связаны с политическими ориентациями в западноевропейских, чем в восточноевропейских (бывших социалистических) странах [2]. Кроме того, политические ориентации сильнее связаны с отношением к мигрантам в западноевропейских, чем в восточноевропейских (России, Эстонии, Латвии, Литве, Хорватии, Словакии, Венгрии) государствах [16].
По-видимому, эти различия связаны с представлением о либерализме и консерватизме, которое существует в разных странах. Дело в том, что в кросскультурных исследованиях, как правило, используется самая простая и универсальная методика для измерения политической ориентации: оценка человеком своих политических взглядов по шкале от “крайне либеральный” до “крайне консервативный” (более подробно см. первую часть аналитического обзора). Как следствие, ответы человека зависят от его представления о сути либерализма и консерватизма. Можно предположить, что это представление зависит от социально-политической истории страны и текущего политического контекста.
С одной стороны, жители разных стран могут иметь разное представление о том, в чем заключаются либеральные и консервативные идеи. Яркий пример ― это обыденное понимание консерватизма и либерализма в России и США: в первой стране идея свободного рынка считается либеральной, а в другой ― консервативной. С другой стороны, в одних странах люди могут проводить более четкое различие между либерализмом и консерватизмом, чем в других. Важную роль в данном случае может играть наличие конкурирующих политических партий, которые считают себя “левыми” и “правыми”.
Второе ограничение заключается в том, что психологические особенности по-разному связаны с экономическим и социальным либерализмом и консерватизмом (см. первую часть аналитического обзора). Например, открытость опыту, особенности когнитивной сферы [7, 10, 17, 37, 50, 55], ценности сохранения–открытости изменениям [39] и правый авторитаризм [22, 36] сильнее связаны с социальным либерализмом-консерватизмом. Ценности самовозвышения–самотрансцендентности [18] и ориентация на социальное доминирование сильнее связаны с экономическим либерализмом–консерватизмом [22, 36].
Это различие объясняется в рамках когнитивно-мотивационной теории двух путей формирования идеологии и предрассудков [14]. Сторонники этой теории выделяют два пути выбора политической идеологии. Первым путем идут люди с низким уровнем открытости опыту (черта “большой пятерки”), более сильной верой в опасность окружающего мира, более выраженными ценностями сохранения (в ущерб ценностям открытости) и более высоким уровнем правого авторитаризма. Такие люди стремятся к социальному контролю и безопасности. Они сопротивляются социальным изменениям и, как следствие, больше поддерживают консервативные практики в социальной сфере.
Вторым путем идут люди с низким уровнем доброжелательности (черта “большой пятерки”), более сильной верой в конкурентность окружающего мира, более выраженными ценностями самовозвышения (в ущерб ценностям самотрансцендентности) и более высоким уровнем ориентации на социальное доминирование. Такие люди стремятся к превосходству, доминированию и власти над окружающими. Они одобряют иерархическую структуру общества и, как следствие, больше поддерживают консервативные практики в экономической сфере, которые закрепляют существующее неравенство и препятствуют социальному равенству.
Третье ограничение заключается в том, что между либералами и консерваторами существуют как различия, так и сходства. В частности, современные исследования говорят о том, что носители разных политических взглядов демонстрируют один и тот же психологический феномен ― межгрупповую дифференциацию (предпочтение “своих” и отвержение “чужих”). За последние годы было обнаружено несколько эмпирических свидетельств того, что люди с либеральной и консервативной ориентацией выражают более позитивное отношение к тому, кто кажется “своим” и более негативное отношение к тому, кто кажется “чужим”.
Во-первых, либералы и консерваторы выражают негативное отношение к людям, образ жизни которых идет вразрез с их политическими взглядами. В частности, немецкое исследование показало, что либералы испытывают большее отвращение к людям, которые нарушают либеральные нормы (например, уклоняются от уплаты налогов, загрязняют окружающую среду, применяют насилие к животным, демонстрируют расизм). В то же время, консерваторы испытывают большее отвращение к людям, которые нарушают консервативные нормы (например, гомосексуалам, а также тем, кто употребляет наркотики и устраивает беспорядки в церкви) [15].
Аналогично, польское исследование продемонстрировало, что либералы выражают более позитивное отношение к группам, которые кажутся либеральными (например, людям, которые выступают за право женщин на аборт и незарегистрированные браки, гомосексуалам, феминисткам, атеистам), чем к группам, которые кажутся консервативными (например, противникам абортов и незарегистрированных браков, сторонникам традиционного распределения ролей в семье, католикам). В то же время, консерваторы выражают более позитивное отношение к группам, которые кажутся консервативными, и более негативное отношение к группам, которые кажутся либеральными [12].
Во-вторых, либералы и консерваторы меньше поддерживают социальные движения, цели которых не соответствуют их взглядам. Например, американское исследование показало, что люди с консервативной ориентацией ощущают более сильную угрозу от социальных движений, которые поддерживают “левые” идеи и, как следствие, меньше поддерживают право этих движений на публичное выражение своих взглядов, чем либералы. В то же время, люди с либеральной ориентацией чувствуют более сильную угрозу от социальных движений, которые поддерживают “правые” идеи и, как следствие, меньше поддерживают публичное выражение таких взглядов, чем консерваторы [9].
В-третьих, либералы и консерваторы готовы самостоятельно участвовать в коллективной политической активности, преследующей разные цели. Например, исследования, проведенные в Германии и США, показали, что как консерваторы, так и либералы выражают готовность принять участие в коллективной активности, когда считают, что происходящее нарушает нормы справедливости. Однако либералы чаще участвуют в деятельности, направленной против нарушения норм равенства и распределения по потребностям, а консерваторы ― нормы распределения по заслугам [41]. Таким образом, предпочтения либералов и консерваторов укладываются в логику межгрупповых отношений.
ВЫВОДЫ
Аналитический обзор показал, что либералы и консерваторы обладают разными психологическими особенностями: люди с более сильно выраженными потребностями в определенности и безопасности придерживаются более консервативных взглядов, чем люди со слабо выраженными потребностями. Поэтому индивидуальные особенности (личностные черты, когнитивные характеристики, ценности, моральные основания, политические представления) и временные психологические состояния (ощущение угрозы), которые усиливают/отражают эту мотивацию, связаны с политическими ориентациями. Однако существуют свидетельства того, что разные формы консерватизма и либерализма по-разному связаны с психологическими характеристиками.
Кроме того, аналитический обзор продемонстрировал, что либералам и консерваторам свойственны разные взгляды на устройство общества: личные (романтические и семейные) отношения, отношение к природе (животным, окружающей среде), экономику (роль государства, распределение доходов), внешнюю (миграция, военные действия) и внутреннюю (выборы, протестные движения) политику. Однако выявленные различия имеют ограничения, вызванные двумя обстоятельствами: культурной спецификой политического контекста и сходством психологических механизмов, возникающих в ходе межгруппового взаимодействия (предпочтение “своих” и отвержение “чужих”).
Библиография
- 1. Allen R.S., Castano E., Allen P.D. Conservatism and concern for the environment // Quarterly Journal of Ideology. 2017. V. 30. P. 1–25.
- 2. Aspelund A., Lindeman M., Verkasalo M. Political conservatism and left–right orientation in 28 Eastern and Western European countries // Political Psychology. 2013. V. 34. P. 409–417.
- 3. Barnett M.D., Archuleta W.P., Cantu C. Politics, concern for future generations, and the environment: Generativity mediates political conservatism and environmental attitudes // Journal of Applied Social Psychology. 2019. V. 49. P. 647–654.
- 4. Binning K.R. “It’s us against the world”: How distrust in Americans versus people-in-general shapes competitive foreign policy preferences // Political Psychology. 2017. V. 28. P. 779–799.
- 5. Burke B.L., Kosloff S., Landau M.J. Death goes to the polls: A meta-analysis of mortality salience effects on political attitudes // Political Psychology. 2013. V. 34. P. 183–200.
- 6. Caprara G.V., Vecchione M. Personality approaches to political behavior // The Oxford handbook of political psychology / Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, J.S. Levy. Oxford University Press, 2013. P. 23–58.
- 7. Carl N. Cognitive ability and political beliefs in the United States // Personality and Individual Differences. 2015. V. 83. P. 245–248.
- 8. Carney D.R., Jost J.T., Gosling S.D., Potter J. The secret lives of liberals and conservatives: Personality profiles, interaction styles, and the things they leave behind // Political Psychology. 2008. V. 29. P. 807–840.
- 9. Crawford J.T., Pilanski J.M. Political intolerance, right and left // Political Psychology. 2014. V. 35. P. 841–851.
- 10. Crowson H.M. Are all conservatives alike? A study of the psychological correlates of cultural and economic conservatism // The Journal of Psychology. 2009. V. 143. P. 449–463.
- 11. Crowson H.M., Thoma S.J., Hestevold N. Is political conservatism synonymous with authoritarianism? // The Journal of Social Psychology. 2005. V. 145. P. 571–592.
- 12. Czarnek G., Szwed P., Kossowska M. Right- and left-wing prejudice toward dissimilar groups in cultural and economic domains // European Journal of Social Psychology. 2019. V. 49. P. 807–823.
- 13. Donaldson C.D., Handren L.M., Lac A. Applying multilevel modeling to understand individual and cross-cultural variations in attitudes toward homosexual people across 28 European countries // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2017. V. 48. P. 93–112.
- 14. Duckitt J. A dual-process cognitive-motivational theory of ideology and prejudice // Advances in Experimental Social Psychology. 2001. V. 33. P. 41–113.
- 15. Elad-Strenger J., Proch J., Kessler T. Is disgust a “conservative” emotion? // Personality and Social Psychology Bulletin. 2020. V. 46. № 6. P. 896–912.
- 16. Erhart R. A cross-national examination of prejudice toward immigrants: The role of education and political ideology // Journal of Aggression, Conflict and Peace Research. 2016. V. 8. P. 279–289.
- 17. Federico C.M., Ergun D., Hunt C. Opposition to equality and support for tradition as mediators of the relationship between epistemic motivation and system-justifying identifications. Group Processes & Intergroup Relations. 2014. V. 17. P. 524–541.
- 18. Feldman S. Political ideology // The Oxford handbook of political psychology / Ed. by L. Huddy D.O. Sears, J. S. Levy. Oxford University Press, 2013. P. 591–626.
- 19. Feygina I., Jost J.T., Goldsmith R.E. System justification, the denial of global warming, and the possibility of “system-sanctioned change” // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. V. 36. P. 326–338.
- 20. Friese M., Fishman S., Beatson R., Sauerwein K., Rip B. Whose fault is it anyway? Political orientation, attributions of responsibility, and support for the war in Iraq // Social Justice Research. 2009. V. 22. P. 280–297.
- 21. Graham J., Haidt J., Nosek B.A. Liberals and conservatives rely on different sets of moral foundations // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. V. 96. P. 1029–1046.
- 22. Harnish R.J., Bridges K.R., Gump J.T. Predicting economic, social, and foreign policy conservatism // Current Psychology. 2018. V. 37. P. 668–679.
- 23. Harper C.A., Hogue T.E. The role of intuitive moral foundations in Britain's vote on EU membership // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2019. V. 29. P. 90–103.
- 24. Hodson G., Earle M. Conservatism predicts lapses from vegetarian/vegan diets to meat consumption (through lower social justice concerns and social support) // Appetite. 2018. V. 120. P. 75–81.
- 25. Hodson G., MacInnis C.C. Can left-right differences in abortion support be explained by sexism? // Personality and Individual Differences. 2017. V. 104. P. 118–121.
- 26. Hoffarth M.R., Azevedo F., Jost J.T. Political conservatism and the exploitation of nonhuman animals: An application of system justification theory // Group Processes & Intergroup Relations. 2019. V. 22. P. 858–878.
- 27. Jost J.T. “Elective affinities”: On the psychological bases of left–right differences // Psychological Inquiry. 2009. V. 20. P. 129–141.
- 28. Jost J.T. Ideological asymmetries and the essence of political psychology // Political Psychology. 2017. V. 38. P. 167–208.
- 29. Jost J.T. The end of the end of ideology // American Psychology. 2006. V. 61. P. 651–670.
- 30. Jost J.T., Federico C.M., Napie J.L. Political ideology: Its structure, functions, and elective affinities // Annual Review of Psychology. 2009. V. 60. P. 307–337.
- 31. Jost J.T., Glaser J., Kruglanski A.W., Sulloway F. Political conservatism as motivated social cognition // Psychological Bulletin. 2003. V. 129. P. 339–375.
- 32. Jost J.T., Napier J.L., Thorisdottir H., Gosling S.D., Palfai T.P., Ostafin B. Are needs to manage uncertainty and threat associated with political conservatism or ideological extremity? // Personality and Social Psychology Bulletin. 2007. V. 33. P. 989–1007.
- 33. Jost J.T., Nosek B.A., Gosling S.D. Ideology: Its resurgence in social, personality, and political psychology // Perspective on Psychological Science. 2008. V. 3. P. 126–136.
- 34. Jost J.T., Sterling J., Stern C. Getting closure on conservatism, or the politics of epistemic and existential motivation // The motivation-cognition interface: From the lab to the real world: A Festschrift in honor of Arie W. Kruglanski / Ed. by C.Kopetz, A.Fishbach. New York, NY: Psychology Press, 2017. P. 56–87.
- 35. Jost J.T., Stern C., Rule N.O., Sterling J. The politics of fear: Is there an ideological asymmetry in existential motivation? // Social Cognition. 2017. V. 35. P. 324–353.
- 36. Lönnqvist J.-E., Kivikangas M. Economic attitudes, social attitudes and their psychological underpinnings. A study of the Finnish political elite // Frontiers in Psychology. 2019. V. 10. Article 602.
- 37. Ludeke S.G., Rasmussen S.H.R. Different political systems suppress or facilitate the impact of intelligence on how you vote: A comparison of the U.S. and Denmark // Intelligence. 2018. V. 70. P. 1–6.
- 38. Malka A., Soto C.J. The conflicting influences of religiosity on attitude toward torture // Personality and Social Psychology Bulletin. 2011. V. 37. P. 1091–1103.
- 39. Malka A., Soto C.J., Inzlicht M., Lelkes Y. Do needs for security and certainty predict cultural and economic conservatism? A cross-national analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. V. 106. P. 1031–1051.
- 40. McAdams D.P., Hanek K.J., Dadabo J.G. Themes of self-regulation and self-exploration in the life stories of religious American conservatives and liberals // Political Psychology. 2013. V. 34. P. 201–219.
- 41. Mikołajczak G., Becker J.C. What is (un)fair? Political ideology and collective action // Journal of Social and Political Psychology. 2019. V. 7. P. 810–829.
- 42. Morgan G.S., Mullen E., Skitka L.J. When values and attributions collide: Liberals' and conservatives' values motivate attributions for alleged misdeeds // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. V. 36. P. 1241–1254.
- 43. Panno A., Carrus G., Brizi A., Maricchiolo F., Giacomantonio M., Mannetti L. Need for cognitive closure and political ideology: Predicting pro-environmental preferences and behavior // Social Psychology. 2018. V. 49. P. 103–112.
- 44. Pfeiler T.M., Egloff B. Examining the “Veggie” personality: Results from a representative German sample // Appetite. 2018. V.120. P. 246–255.
- 45. Prusaczyk E., Hodson G. Left-right differences in abortion policy support in America: Clarifying the role of sex and sexism in a nationally representative 2016 sample // Personality and Individual Differences. 2018. V. 127. P. 22–25.
- 46. Prusaczyk E., Hodson G. The roles of political conservatism and binary gender beliefs in predicting prejudices toward gay men and people who are transgender // Sex Roles. 2020. V. 82. P. 438–446.
- 47. Pyszczynski T. Terror management of fear, hate, political conflict, and political violence: A review // TPM-Testing, Psychometrics, Methodology in Applied Psychology. 2013. V. 20. P. 313–326.
- 48. Rothwell V., Hodson G., Prusaczyk E. Why Pillory Hillary? Testing the endemic sexism hypothesis regarding the 2016 U.S. election // Personality and Individual Differences. 2019. V. 138. P. 106–108.
- 49. Rutjens B.T., Sutton R.M., van der Lee R. Not all skepticism is equal: Exploring the ideological antecedents of science acceptance and rejection // Personality and Social Psychology Bulletin. 2018. V. 44. P. 384–405.
- 50. Saribay S.A., Yilmaz O. Analytic cognitive style and cognitive ability differentially predict religiosity and social conservatism // Personality and Individual Differences. 2017. V. 114. P. 24–29.
- 51. Sibley C.G., Osborne D., Duckitt J. Personality and political orientation: Meta-analysis and test of a Threat-Constraint Model // Journal of Research in Personality. 2012. V. 46. P. 664–677.
- 52. Stewart B.D., Gulzaib F., Morris D.S.M. Bridging political divides: Perceived threat and uncertainty avoidance help explain the relationship between political ideology and immigrant attitudes within diverse intergroup contexts // Frontiers in Psychology. 2019. V. 10. P. Article 1236.
- 53. Van de Vyver J., Leite A.C., Abrams D., Palmer S.B. Brexit or Bremain? A person and social analysis of voting decisions in the EU referendum // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2018. V. 28. P. 65–79.
- 54. Wilson M.S., Sibley C.G. Social dominance orientation and right-wing authoritarianism: Additive and interactive effects on political conservatism // Political Psychology. 2013. V. 34. P. 277–284.
- 55. Yilmaz O., Saribay S.A. The relationship between cognitive style and political orientation depends on the measures used // Judgment and Decision Making. 2017. V. 12. P. 140–147.
- 56. Zhang J., Nelson M.R., Mao E. Beyond de Tocqueville: The roles of vertical and horizontal individualism and conservatism in the 2004 U.S. presidential election // Journal of Consumer Psychology. 2009. V. 19. P. 197–214.