Forget What You Have Learned: The Effect of Meditation on Intentional Forgetting
Table of contents
Share
QR
Metrics
Forget What You Have Learned: The Effect of Meditation on Intentional Forgetting
Annotation
PII
S020595920023641-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
A. A. Serheyuk 
Affiliation: St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
O. Shcherbakova
Occupation: Associate Professor of the Department of General Psychology
Affiliation: Saint Petersburg State University, Faculty of Psychology
Address: Saint Petersburg, Admiral Makarov Embankment, 6, Russia
Pages
28-42
Abstract

One of the essential aspects of memory efficiency is the lack of recall (forgetting) of erroneous, traumatic, or unimportant information. Therefore, the development of tools for control and facilitation of forgetting is of particular importance. This work aims to investigate the impact of systematic mental training (open-monitoring meditation) on the magnitude of intentional forgetting effect. 106 volunteers (69 women, 18–35 years old) participated in our experiment. First, we measured 1) the intentional forgetting effect (using the think/not-thinking paradigm followed by a questionnaire on preferred intentional forgetting strategies) and 2) the Stroop effect (using the classic Stroop test). Second, participants either completed a course of 30 open-monitoring meditations (experimental group) or 30 sham meditations (control group 1), or were not subject to any intervention at all (control group 2). Finally, we performed the same measures as we did at the first stage of the study in order to register the effect of open-monitoring meditation on inhibition mechanisms that are presumably involved in the manifestation of intentional forgetting effect. We found no statistically significant influence of the intervention type neither on intentional forgetting effect nor Stroop effect. Although, it was shown that after the intervention, in the meditation group, cognitive strategies preventing intentional forgetting were used much less frequently than in the pseudomeditation (p=0.009) and control (p=0.007) groups, and forgetting-facilitating strategies were used more often than before the intervention (p=0.013). These results indicate the need for further investigation of the amnesogenic potential of various mental training types; also, they provide some indirect support for our initial suggestion about the impact of open-monitoring meditation on the magnitude of intentional forgetting effect.

Keywords
memory, metamemory, intentional forgetting, mental training, meditation, open monitoring, think/no-think paradigm, Stroop test
Acknowledgment
The study is financially supported by Saint Petersburg State University (project №94615876).
Date of publication
22.12.2022
Number of purchasers
8
Views
709
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Намеренное забывание (НЗ) — это процесс, запускающийся после инструкции забыть информацию, которая была заучена до этого [24]. Работа НЗ может быть запущена для достижения различных целей: регуляции аффекта, оправдания собственных проступков, поддержания убеждений и правил, самообмана и обмана других, поддержания образа Я, прощения, сохранения отношений [6]. При этом носитель психики выступает как активный субъект, обладающий мнемической целью забыть информацию.
2 Механизмы НЗ до сих пор не до конца ясны. Например, эффекты, проявляющиеся в исследованиях направленного забывания методом элементов [25], могут иметь в своей основе подавление процессов кодирования, при применении метода списков [8] НЗ может быть обусловлено подавлением значимости временнно́го контекста, а результаты исследований, выполненных в парадигме “думать/не думать” (think/no-think) [7], дают основания утверждать, что эффект НЗ проявляется за счет ингибиции процессов воспроизведения. Таким образом, НЗ в целом обусловлено способностью человека намеренно подавлять и изменять процессы, происходящие в его сознании.
3 Мы рассматриваем НЗ в качестве процесса ингибиции воспроизведения нежелательной в данный момент информации, обусловленного способностью остановить автоматически, “привычно” запускаемую программу поведения в ответ на стимул [7]. Так как наша цель заключалась в проверке гипотезы о влиянии ментальных тренировок на эффект НЗ, обусловленный вышеназванным механизмом, было принято решение об использовании теста Струпа [34] для оценки способности испытуемых к ингибиции нерелевантной информации до и после интервенции [26; 31].
4 НЗ как феномен, предполагающий осведомленность субъекта о протекании собственных когнитивных процессов, может быть рассмотрено с метакогнитивной точки зрения. Метапамять как знания об особенностях работы собственной памяти впервые была описана пионером метакогнитивного направления в психологии Дж. Флейвеллом еще в 1970-х гг. [12]. К концу ХХ века накопилось уже достаточное количество эмпирических данных о метапамяти, поэтому в 1990-м году Т. Нельсон и Л. Наренс выпустили обзор, в котором обобщили имеющиеся знания по этой теме [28]. Сам Т. Нельсон предложил схему работы метапамяти, в которую входят два уровня: мета- и объективный, — и два процесса, связывающие эти уровни: мониторинг и контроль. С метакогнитивной точки зрения успешность мнемических процессов должна зависеть от результатов мониторинга и контроля, которые имеют специфические особенности на различных этапах работы с информацией. В рамках этой модели [27] забывание будет приравнено к невоспроизведению, т.е. снижению уровня воспроизведения информации под влиянием работы мониторинга и контроля. Наконец, в 2016-м году Н. Фостер и Л. Саакян предложили понятие “метазабывание”, которое отражает представление о НЗ как о метакогнитивном процессе. Термин “метазабывание” следует понимать как процесс, предполагающий наличие мнемической цели забыть и использование для достижения этой цели определенных стратегий [32].
5 Медитация как ментальная тренировка. Понятие “ментальная тренировка” на данный момент не имеет общепринятого значения. Б.Б. Величковский дает наиболее полное, на наш взгляд, определение, понимая под тренировкой когнитивных функций (ментальной тренировкой) “систематическое распределенное во времени решение заданий, активирующих отдельные когнитивные функции, с целью устойчивого улучшения когнитивного функционирования” [2, с. 80]. Согласно этому определению, медитация является одним из видов ментальной тренировки, так как представляет собой группу стратегий для тренировки внимания и эмоциональной сферы, разработанных для достижения эмоционального баланса и повышения качества жизни [12; 23; 35]. Самый цитируемый специалист в данной сфере Дж. Кабат-Зинн определяет медитацию как направленную технику самостоятельной регуляции внимания от момента к моменту [20]. Х. Слахтер и ее коллеги считают, что ментальная тренировка — это процесс формирования длительных изменений когнитивных функций через изменение способа восприятия и обработки стимулов, при этом авторы приравнивают ментальную тренировку к практикам медитации [33]. Ф. Зейдан с коллегами не разводят понятия ментальной тренировки и медитации осознанности, определяя последнюю как ментальную тренировку внимания к телесным ощущениям и дыханию в процессе релаксации [38].
6 Практики медитации (вне зависимости от их исторического, философского и религиозного аспектов) можно разделить на две категории на основании задействованных в них психических процессов: медитации сосредоточенности (focused attention) и медитации открытого мониторинга (open monitoring) [23]. Медитация сосредоточенности (МС) требует от субъекта продолжительной произвольной концентрации внимания на выбранном явлении. Медитация открытого мониторинга (ОМ) предполагает безоценочное отслеживание (мониторинг) содержания собственного сознания от момента к моменту.
7 Известно, что ОМ-медитация тренирует способность эксплицировать ранее бывший имплицитным опыт и позволяет достичь осознанности (mindfulness) [22], которую можно определить как состояние метаосведомленности (meta-awareness) [21], т.е. разворачивающееся во времени осознание явления через обращение на него безоценочного внимания [19]. Согласно приведенным определениям, осознанность представляет собой метакогнитивный феномен, предполагающий произвольную регуляцию протекания когнитивных процессов на обоих уровнях: объективном, где происходит обращение внимания на явление, и метауровне, где происходит осознание и отслеживание происходящего в ментальном пространстве [10; 18]. Медитации осознанности активизируют метакогнитивный режим обработки информации, который предполагает отношение к мыслям как к идеям, поддающимся оценке и корректировке [36]. Продолжительная практика ОМ формирует навык управления вниманием в зависимости от требований задачи [33]. Практикующие ОМ за счет тренировки безоценочного наблюдения за потоком сознания обладают способностью отслеживать и останавливать автоматические мысли, возникающие в ходе деятельности, т. е. ингибировать процессы воспроизведения [10]. Можно предположить, что подобные механизмы обладают амнезогенным эффектом, что позволяет говорить о летатехническом (от греческого Λήθη, “забвение”) потенциале практик ОМ. Мы предполагаем, что, получая инструкцию забыть информацию, человек с опытом ОМ с большей легкостью остановит разворачивание программы автоматического ответа по сравнению с человеком, который таким опытом не обладает.
8 Описанные выше предпосылки легли в основу настоящего исследования, которое стало одним из первых шагов на пути к разработке летатехнических методик. Целью данной работы стала экспериментальная проверка гипотезы о том, что систематические ментальные тренировки открытого мониторинга в виде медитаций (ОМ-медитаций) изменяют величину эффекта НЗ, обусловленного механизмом ингибиции процессов воспроизведения.
9

МЕТОДИКА

10 Участники исследования: 106 добровольцев (69 — женщины; 18–35 лет; медиана возраста Me=24; интерквартильный размах распределения Qrng=6). Все участники — носители русского языка, не имели диагностированных психических патологий, заболеваний головного мозга и не принимали психоактивных веществ. Все они не имели, либо имели несистематический опыт медитаций (менее 10 практик с последней не менее, чем месяц назад). Завершить все экспериментальные задания смогли только 57% респондентов — 61 человек (43 — женщины; 18–31 год; Me=24; Qrng=5). За завершенное участие в исследовании люди получали промокод на бесплатную месячную подписку на приложение для светских медитаций “Практика”.
11 Методики. Для сбора данных использовались: метод исследования лабораторного эффекта НЗ “думать/не думать”, классический тест Струпа, структурированное интервью о стратегиях НЗ. В качестве интервенции были выбраны разработанные авторами медитация открытого мониторинга и псевдомедитация, предварительно записанные профессиональным диктором. Для контроля количества и качества ментальных тренировок, пройденных участниками, использовались дневники самоотчета. Предполагалось, что дневник будет стимулировать к регулярному выполнению тренировки и поддерживать мотивацию, давая возможность отслеживать прогресс.
12

Метод “думать/не думать” имитирует ситуацию, в которой человек активно останавливает возникающий у него ответ на стимул, вызывающий определенные воспоминания. Эта характеристика парадигмы позволила нам обеспечить экологическую валидность эксперимента за счет приближенности к тому, как запускается и происходит НЗ информации в повседневной жизни. Реализация метода предполагала выполнение ряда последовательных шагов (рис. 1):

13 1) Заучивание, в процессе которого происходило предъявление и заучивание 27 пар существительных (например, абрис – зачетка). Общее число пар состояло из 7 пар на каждое из трех условий (думать, не думать, контрольные) и 6 пар, которые использовались только на этапе тренировки. Список пар был составлен из среднечастотных слов (средний коэф. Жуайна = 82), средняя длина слов — 6 букв (min 4, max 8), средняя длина пар — 5 слогов (min 4, max 6). Все 27 пар повторялись по 4 раза в рандомизированном порядке, чтобы обеспечить возможность закрепления информации в памяти и при этом избежать влияния эффекта последовательности. Заучивание считалось успешным, если из 27 пар не менее 14 были воспроизведены верно;
14 2) Тренировка, в ходе которой участники обучались отвечать на предъявленные левые слова из тренировочных 6 пар, окрашенные зеленым цветом, соответствующим правым словом, а в ответ на левые слова, окрашенные красным цветом, намеренно препятствовать припоминанию правого слова. Пары на этом этапе предъявлялись однократно;
15 3) Фаза воздействия, которая состояла в том, что в ходе реализации парадигмы “думать/не думать” 7 левых слов предъявлялись в зеленом цвете и 7 — в красном [17]: в случайном порядке, по 16 раз каждое [5]. Остальные 7 слов не предъявлялись и служили отправной точкой для последующего сравнения;
16 4) Тестирование эффекта методом “той же пробы” (same probe test) [5], которое предполагало проверку уровня воспроизведения: требовалось ответить правым словом на предъявление левого. При этом для нивелирования эффекта “хорошего испытуемого” [29] сообщалось, что от них ожидается повышение уровня воспроизведения слов с инструкцией “не думать” [37], что было направлено на снижение вероятности формирования у участников мотивации ввести экспериментатора в заблуждение о количестве запомненных слов.
17

18 Рис. 1. Схема реализации метода “думать/не думать” [7]* – написано красным цветом; ** – написано зеленым
19 Эффект НЗ операционализировался на этапе тестирования методом “той же пробы” как разность между уровнем воспроизведения ранее воспроизведенных контрольных слов и слов, отмеченных на этапе воздействия инструкцией “не думать”: НЗ=(fb/sb)-(ff/sf), где НЗ — эффект намеренного забывания, fb и sb — итоговое и стартовое, соответственно, количество воспроизведенных слов контрольных пар, ff и sf — итоговое и стартовое, соответственно, количество воспроизведенных слов из пар с инструкцией “не думать”. Такая формула позволила нам учесть случаи, в которых уровень стартового корректного воспроизведения 27 пар слов был ниже 100%.
20

Классический тест Струпа

21 Мы полагали, что, если по результатам выполнения теста Струпа у людей, выполняющих ОМ-медитации, показатель ингибиции будет меньше, а эффект НЗ — больше, можно будет говорить о подтверждении гипотезы об ингибиторном происхождении эффекта НЗ, измеренного в парадигме “думать/не думать”, и о том, что эффект желательности у участников отсутствовал или был незначительным.
22 Мы использовали электронный бланк, на котором были напечатаны слова “красный”, “зеленый”, “синий”, “желтый”, каждое из которых было окрашено неконгруэнтно своему значению. Например, слово “зеленый” встречалось в бланке окрашенным в любой из названных цветов за исключением зеленого. Для окрашивания нами были выбраны следующие цвета: желтый с шестнадцатеричным кодом цвета для использования на компьютере #f2c802, зеленый — #2b9026, красный — #dd020f, синий — #0070d6. Таким образом мы получили таблицу из 5 столбцов и 12 строк, в которой размещались 4 слова, обозначающие цвета, окрашенные каждое в три цвета и повторяющиеся пять раз (всего 60 слов). Слова были расположены таким образом, чтобы: а) в одной строке цвет встречался не более двух раз, б) слова одинакового цвета и значения не соседствовали друг с другом в колонках и строках. Бланк предъявлялся на экране так, чтобы все 60 слов были видны одновременно. Бланк, состоящий из прямоугольников, окрашенных в те же цвета, был составлен аналогичным способом. Порядок расположения цветов на несловесном бланке был обратным относительно их расположения на бланке с неконгруэнтно окрашенными словесными стимулами.
23 После тренировочной серии из бланка на 10 слов на экране предъявлялся бланк с неконгруэнтно окрашенными словами вслед за инструкцией как можно быстрее и без ошибок назвать цвет слов, игнорируя их значение. Вслед за текстовым бланком вместе с аналогичной инструкцией предъявлялся бланк с несловесными стимулами (цветными прямоугольниками). Эффект Струпа мы операционализировали как разность между скоростью прочтения бланка с неконгруэнтно окрашенными словами и скоростью прочтения бланка с несловесными стимулами, измеренными в секундах (с поправкой на совершенные ошибки).
24

Структурированное интервью

25 Существуют сведения о том, что успешность НЗ может зависеть от стратегии, которая используется субъектом [17]. Это согласуется с предположением о том, что метакогнитивные процессы мониторинга и контроля влияют на успешность НЗ, так как определение стратегий является результатом мониторинга, в результате которого сформировалось метакогнитивное суждение об уместности применения определенной стратегии контроля. Сбор информации о стратегиях, использованных для выполнения инструкций парадигмы “думать/не думать”, осуществлялся с помощью структурированного интервью, в рамках которого испытуемым предлагалось выбрать стратегии из списка (рис. 2).
26

27 Рис. 2. Список стратегий намеренного забывания [17]
28

Интервенция

29 В качестве инструкций для ментальных тренировок в виде ОМ-медитаций и псевдомедитаций (см. Приложение) предоставлялись аудиозаписи (длиной в 19.1 и 18.5 минут, соответственно), разработанные и записанные специально для настоящего исследования. Текст обоих тренировок зачитывался одним и тем же профессиональным диктором с опытом записи ментальных тренировок для приложения для светских медитаций “Практика”.
30 В основу текста ОМ-медитации лег текст, разработанный Ю.Р. Рассохиной и О.В. Щербаковой и частично измененный нами в соответствии с целями исследования. Инструкции были добавлены, дополнены и переформулированы таким образом, чтобы сохранялся акцент на основных характеристиках ОМ: пассивном внимании (балансе между расслабленностью и сконцентрированностью) к “здесь-и-сейчас”, мониторинге появляющихся в поле сознания явлений, обычно остающихся имплицитными, безоценочности и принятии [4; 11; 13; 21; 23]. Текст псевдомедитации был сформирован на основе текста ОМ таким образом, чтобы он отличался от последнего только формулировкой инструкций, которые в оригинальном тексте были направлены на тренировку ОМ, а в псевдомедитации были направлены на попеременное переключение внимания между различными объектами и явлениями: дыханием, частями тела, визуализируемыми образами.
31 Процедура. Для изучения летатехнического потенциала ментальных тренировок использовался экспериментальный план для трех рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием и тремя уровнями независимой переменной [3].
32 Набор выборки проходил с помощью социальных сетей. Потенциальные участники видели или получали от знакомых краткое описание исследования и ссылку на первичную анкету с вопросами о социально-демографическом статусе. Затем в ходе онлайн-встречи (40–60 минут) осуществлялся первый замер. Испытуемым посредством ссылки предоставлялся доступ к платформе “Pavlovia”, на которой были размещены задания теста Струпа и методики получения лабораторного эффекта НЗ “думать/не думать”. После их выполнения испытуемых опрашивали на предмет стратегий, которые они применяли в парадигме “думать/не думать”. На этапе дебрифинга участники получали возможность вербализовать свои переживания и задать вопросы, которые касались процесса прохождения эксперимента.
33 Далее люди псевдослучайным образом распределялись между тремя группами: медитации открытого мониторинга, псевдомедитации и контрольной. Участники из первых двух групп еще раз получали краткую инструкцию выполнения тренировок в письменном виде, а также ссылку на персональный “Дневник ментальных тренировок”, внутри которого была размещена ссылка на соответствующую аудиозапись и напоминание о дате следующей встречи. Участники контрольной группы получали сообщение-напоминание о примерной дате следующей встречи.
34 На этапе интервенции респонденты выполняли 30 ментальных тренировок в течение 6 недель. Такое количество тренировок было обусловлено данными о том, что самые заметные и стойкие изменения в результате практик медитации происходят в течение первых 30 дней регулярных тренировок [15; 30]. Выполнение ментальных тренировок фиксировалось в дневнике самоотчетов, где требовалось отразить: 1) как люди себя чувствовали в момент выполнения ментальной тренировки; 2) какие-либо заметные перемены, которые произошли в результате практик ментальных тренировок.
35 Для второго замера, который происходил в среднем спустя 43 дня (min = 30, max = 53, Mo = 42) после первого, использовались те же методы, что и для первого, но с новыми стимулами. В методе “думать/не думать” мы заменили пары слов, соблюдая их среднюю длину и коэффициент частотности, а в тесте Струпа создали бланки с обратным относительно первого замера порядком расположения слов и прямоугольников. После выполнения заданий был снова произведен структурированный опрос о стратегиях НЗ, а также расширенный дебрифинг с объяснением гипотез исследования и методов их проверок. По завершении все получали материалы на тему исследования для ознакомления и промокод для доступа к приложению “Практика”.
36 Для обработки и визуализации полученных данных использовалась программа “IBM SPSS Statistics 26” и язык программирования Python 3.9. Анализировались результаты выполнения испытуемыми заданий метода “думать/не думать” и теста Струпа до и после периода систематических ментальных тренировок.
37 Для проверки статистических гипотез были использованы: критерий Шапиро–Уилка для проверки нормальности распределения и, так как полученные данные 61 участника не были нормально распределены, непараметрический критерий Н Краскела–Уоллиса, коэффициент корреляции r-Спирмена, точный тест Фишера–Фримана–Холтона, тест Макнемара.
38

РЕЗУЛЬТАТЫ

39 Полученные данные 61 участника не были нормально распределены (критерий Шапиро–Уилка, p
40 Согласно визуализациям распределений ответов испытуемых, величины эффектов НЗ и Струпа изменились под влиянием периода ментальных тренировок (рис. 3).
41

42 Рис. 3. Распределение эффектов намеренного забывания и Струпа до и после интервенции. Группы: OM — открытого мониторинга, SHAM — псевдо-медитации, CONTROL — контрольная.
43 Для определения того, являются ли зависимые переменные взаимосвязанными, мы рассчитали коэффициент корреляции r-Спирмена между величинами эффектов НЗ и Струпа на этапах до и после интервенции. Статистически значимая корреляция величин не была обнаружена ни до, ни после воздействия: Rs(59)=0.067, p=0.609; Rs(59)=0.089, p=0.494, соответственно. В связи с этим мы отнеслись к переменным как к не зависящим друг от друга.
44 Для проверки гипотезы о наличии различий между группами в размерах эффектов НЗ и Струпа до и после периода ментальных тренировок был использован непараметрический критерий Н Краскела–Уоллиса. Полученные результаты свидетельствуют в пользу принятия нулевой гипотезы об отсутствии статистически достоверных различий между группами по показателям эффектов НЗ и Струпа до и после периода ментальных тренировок (табл. 1).
45 Таблица 1. Сравнение эффектов намеренного забывания (НЗ) и Струпа (Струп) до и после интервенции по группам
До интервенции После интервенции
НЗ Струп НЗ Струп
H Краскела–Уоллиса 4.122 0.285 1.913 2.859
Df 2 2 2 2
p-value 0.127 0.867 0.384 0.239
46 Нами также были проанализированы данные относительно стратегий НЗ, использовавшихся испытуемыми в обоих замерах. Распределение частот встречаемости той или иной стратегии визуализировано на Рисунке 4.
47

Рис. 4. Распределение частот встречаемости стратегий намеренного забывания по группам до и после интервенции. Группы: OM — открытого мониторинга, SHAM — псевдомедитации, CONTROL — контрольная.

48 Для проверки гипотез о различиях между группами в частоте использования стратегий НЗ были выбраны критерии Фишера–Фримана–Холтона и Макнемара (табл. 2 и табл. 3, соответственно).
49 Таблица 2. Результаты проверки межгрупповых различий в частоте встречаемости стратегий намеренного забывания, точный критерий Фишера–Фримана–Холтона.
До интервенции После интервенции
Стратегия Повторение Фокус Мониторинг Повторение Фокус Мониторинг
F 0.640 0.426 2.350 5.782 10.836 4.235
p-value 0.802 0.910 0.360 0.057 0.004 0.117
50 Таблица 3. Результаты проверки внутригрупповых различий в частоте встречаемости стратегий намеренного забывания до и после интервенции, критерий Макнемара.
Группа ОМ-медитации Псевдомедитации Контрольная
Стратегия* (1) (4) (5) (1) (4) (5) (1) (4) (5)
Критерий Макнемара 5.143 4.9 5.786 1.125 0 0 0 0.167 0.8
p-value 0.016 0.021 0.013 0.289 1 1 1 0.688 0.375
n 22 22 22 19 19 19 20 20 20
Df 1 1 1 1 1 1 1 1 1
*Стратегия: (1) – Повторение, (4) – Фокус, (5) – Мониторинг
51 Описанные в Таблице 2 результаты свидетельствуют о том, что до интервенции группы не различались между собой по частоте использования той или иной стратегии НЗ. Однако после интервенции между группами были обнаружены статистически значимые различия в частоте встречаемости стратегии “Фокус”, которая предполагает концентрацию на каком-либо явлении. Апостериорный анализ с использованием точного критерия Фишера–Фримана–Холтона показал, что частота использования этой стратегии в группе ОМ-медитации значимо отличается от частоты ее использования в группах псевдомедитации (p=0.009) и контрольной (p=0.007). При этом различия между последними двумя группами оказались статистически не значимы (p=1). Это дает основания полагать, что участники группы ОМ-медитации после прохождения ментальных тренировок стали значимо реже, чем участники других групп, использовать стратегии “Фокус” для намеренного забывания.
52 При анализе внутригрупповых различий частоты встречаемости стратегий НЗ до и после интервенции (табл. 3) нами было обнаружено, что после интервенции в группе ОМ-медитации частота использования стратегий значимо отличается от той, что была до. Таким образом, участники основной экспериментальной группы после интервенции стали значимо реже (по сравнению с замерами, сделанными до интервенции) использовать при решении задач НЗ стратегии “Повторение” и “Фокус” и значимо чаще — “Мониторинг”.
53 Остальные межгрупповые и внутригрупповые различия в частоте использования стратегий не показали статистической значимости (все p>0.05).
54

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

55 В результате исследования были обнаружены некоторые различия в величинах эффектов НЗ и Струпа до и после интервенции, однако они не достигли уровня статистической значимости. Мы также не обнаружили статистически значимой корреляции между эффектами НЗ и Струпа. Уровня статистической значимости достигли только различия в частоте использования стратегий НЗ до и после интервенции группой, выполнявшей ОМ-медитации.
56 Полученные результаты могут быть объяснены особенностями дизайна нашего исследования. В первую очередь, стоит отметить небольшой размер выборки. Возможно, для получения статистической значимости искомого эффекта необходима выборка большего размера. Как показал анализ G*Power, для получения результатов двухфакторного смешанного дисперсионного анализа с силой эффекта 0.80, α=0.05 и при среднем размере эффекта (Cohen's ƒ2=0,25) необходима выборка N=93, по n=31 в каждой группе (G*Power 3.1., [16]). Выборки такого размера в исследованиях влияния серий медитаций на когнитивные процессы являются редкостью [9]. Это связано с традиционно большим количеством добровольных отказов (в нашем исследовании — 43%) от участия в таких длительных исследованиях со стороны тех респондентов, которые уже приступили к экспериментальным заданиям, но оказались не готовы продолжать их выполнение на протяжении всего необходимого срока. Некоторые, отказавшиеся на том или ином этапе от дальнейшего участия, давали нам обратную связь о том, что исследование оказалось для них более трудозатратным, чем они рассчитывали.
57 Еще одной особенностью исследования является его онлайн-формат, обусловленный пандемией COVID-19, на разгар которой пришелся этап сбора данных. В связи с этим на результаты могли повлиять особенности используемого людьми программного и технического обеспечения, недостаточный уровень их мотивации, обусловленный недостатком личного контакта с экспериментатором, и относительная формальность экспериментального процесса. Также вариации во времени проведения замеров и уровне усталости могли отразиться на успешности выполнения когнитивных заданий. Онлайн-формат исследования также потребовал от нас адаптировать используемые методики, в частности, метод “думать/не думать”, количество пар слов в котором было сокращено относительно количества пар в оригинальном исследовании [5]. Возможно, недостаточное количество стимульного материала не позволило эффекту проявиться в должной мере.
58 Отсутствие статистических различий между группами в величинах эффектов после интервенции может быть обусловлено недостаточно сильным воздействием ментальной тренировки. Существует несколько подходов к контролю выполнения людьми медитации: нейровизуализация, поведенческие замеры, заполнение опросников и дневников [23]. Нами был выбран последний, однако самоотчеты могут быть недостаточно надежными, и информация в них может быть искажена по тем или иным причинам. Использование инструментов нейровизуализации представляется нам наиболее надежным способом контроля выполнения ментальных тренировок, однако применение таких методов может существенно усложнить дизайн и сделать исследование гораздо более экономически затратным. Поэтому мы полагаем, что оптимальным решением для будущих работ был бы пересмотр расписания практик и технологии их реализации, предлагаемых участникам.
59 Возможно, полученные нами результаты также обусловлены неполным соответствием механизмов, тренируемых с помощью ОМ-медитации, и механизмов, обусловливающих эффекты НЗ и Струпа, которые, в свою очередь, могут быть различны. В частности, давно существует дискуссия о различии механизмов когнитивного контроля в случаях интерференции и ингибиции [1]. При этом в тесте Струпа, вероятно, могут быть оценены механизмы интерференции, тогда как в методе “думать/не думать” авторы намеренно индуцируют именно ингибицию информации [5]. В метакогнитивной модели памяти постулируется взаимовлияние процессов мониторинга и контроля, и возможно, что тренировка именно контроля может привести к более заметному увеличению эффекта НЗ [14]. Таким образом, в будущем имеет смысл добавить в экспериментальный план еще одну группу, практикующую ментальные тренировки в виде медитации сосредоточенности.
60 Потенциальный интерес для нас имеет проверка гипотезы о сопоставимости эффекта НЗ между группами людей, имеющих травматический жизненный опыт (обеспечивающий “естественную” тренировку этого механизма за счет работы психологических защит) и имеющих более длительный и систематический опыт ментальных тренировок. Как упоминалось ранее, существуют сведения о том, что пережитые психологические травмы стимулируют ингибицию воспоминаний о соответствующих событиях, тем самым “тренируя” способность намеренно забывать информацию [6; 7]. Сравнение результатов группы испытуемых с травматическим жизненным опытом и группы людей с опытом длительных и систематических ментальных тренировок может предоставить интересный исследовательский материал, проливающий свет на потенциальную эффективность ментальных тренировок в виде медитации в рамках влияния на механизмы НЗ.
61 Полученные статистически значимые результаты позволяют сделать вывод о возможном влиянии ОМ-медитации на метакогнитивные процессы, отвечающие за выбор стратегии НЗ. Такой выбор в группе ОМ-медитации, судя по нашим данным, делался в пользу стратегии, обеспечивающей наиболее эффективное выполнение задачи НЗ [17].
62 Нам представляется важным продолжение исследований летатехнического потенциала ментальных тренировок на разнообразных и более объемных выборках, а также с применением более точных методов и методик.
63

ВЫВОДЫ

64 Проведенный нами анализ литературы показал, что курс ментальных тренировок в виде медитаций открытого мониторинга оказывает влияние на метакогнитивные процессы и за счет этого может также оказать влияние на величину эффекта НЗ, которая выражается в уровне воспроизведения ранее заученной информации и обусловлена ингибицией процессов воспроизведения. Однако до настоящего момента ментальные тренировки не рассматривались в качестве фактора, потенциально влияющего на уровень воспроизведения ранее заученной информации. В нашей работе впервые была предпринята попытка восполнить этот пробел, для чего был разработан оригинальный экспериментальный дизайн, который представлял собой необычное сочетание проверенных ранее методов.
65 В результате исследования не было выявлено значимого влияния ментальных тренировок в виде ОМ-медитаций на величины эффектов НЗ и Струпа. Это может свидетельствовать как о недостаточном потенциале данного вида ментальных тренировок как инструмента влияния на механизмы, обусловливающие интересовавшие нас эффекты, так и о недостаточном контроле дополнительных переменных. Также не было выявлено корреляции между эффектами НЗ и Струпа, что может свидетельствовать о различиях в механизмах их проявления. Были выявлены достоверные различия в частоте использования стратегий НЗ для группы медитации открытого мониторинга в сравнении с остальными группами.
66 Полученные нами результаты говорят о необходимости продолжать изучение летатехнического потенциала ментальных тренировок различного типа на расширенной выборке с описанными выше изменениями экспериментального дизайна.
67 ПРИЛОЖЕНИЕ
68 Тексты ментальных тренировок
Медитация Псевдомедитация
Здравствуйте! И добро пожаловать на сегодняшнюю сессию ментального тренинга.
Пожалуйста, выберите место, где вас ничто не будет отвлекать. Сядьте так, как вам удобно: на стул или на пол. Держите спину прямо, будто вас тянут за макушку вверх, но без напряжения. Позвольте рукам расслабленно лежать на бедрах или на животе. Расслабьте плечи. Помните, что в любой момент вы можете поменять позу, если почувствуете необходимость.
5 с
Когда вы почувствуете, что вам удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на несколько секунд и медленно выдохните через рот.
На протяжении нашей практики мы будем расслабленно дышать, отмечая всплывающие мысли, не погружаясь в их содержание и не оценивая их. В результате этой тренировки вам будет легче наблюдать за процессами сознания, принимая их и не пытаясь им сопротивляться. Если во время практики вы почувствуете, как медленно погружаетесь в сон, – ничего страшного, однако это будет знаком того, что ментальная тренировка была прервана. На протяжении нашей практики мы будем расслабленно дышать и визуально представлять знакомые вам образы. В результате этой тренировки вам будет легче расслабиться, и вы сможете эффективнее наблюдать за процессами вашего сознания. Если во время практики вы почувствуете, как медленно погружаетесь в сон, – ничего страшного, однако это будет знаком того, что ментальная тренировка была прервана.
Вновь сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и выдохните. Продолжайте медленно и плавно вдыхать и выдыхать, это позволит вам расслабиться
25 с
Посвятите немного времени тому, чтобы погрузиться в пространство, где вы находитесь. Понаблюдайте за температурой, звуками и запахами в окружающем пространстве.
25 с
Прислушайтесь к ощущениям, почувствуйте вес тела, контакт с поверхностью, на которой вы сидите. Попробуйте ощутить каждую часть вашего тела. Расслабьте лицо, почувствуйте, как расслабление стекает ниже по щекам и шее к плечам, расслабьте правую руку, левую руку, почувствуйте, как тяжелеют кисти рук, теперь перенесите внимание на грудь и живот, расслабьте их, с каждым выдохом ваше тело становится все тяжелее, расслабьте мышцы таза, бедро и голень правой ноги, бедро и голень левой ноги, обратите внимание на температуру ваших ступней, правой и левой. Почувствуйте, как расслаблено ваше тело.
10 с
Теперь перенесите все свое внимание на ощущения дыхания на кончике вашего носа. Почувствуйте прохладу воздуха при вдохе и затем мягкость и теплоту воздуха при выдохе. Постарайтесь как можно более полно ощутить каждый момент дыхания. Мы проведем следующую минуту в молчании, продолжая совершенствовать эту практику. Теперь перенесите все свое внимание на ощущения дыхания на кончике вашего носа. Почувствуйте прохладу воздуха при вдохе и затем мягкость и теплоту воздуха при выдохе. Мы проведем следующую минуту в молчании, продолжая следить за дыханием.
70 с
Возможно, в какой-то момент вы обнаружите, что ваше сознание заполнено множеством мыслей. Они могут отвлекать вас от сфокусированности на дыхании. Сейчас единственным предметом вашего внимания должны быть ощущения, сопровождающие циклы вдоха и выдоха. Осознание того, насколько занят ваш разум, является одним из ключевых аспектов нашей практики. Когда вы замечаете, что отвлекаетесь от первоначальной цели, ваша осведомленность о себе и мире вокруг растет. Каждый раз, когда вы замечаете, что внимание отдаляется от дыхания, отметьте, о чем вы подумали, и просто вернитесь к дыханию вновь. Важно помнить, что отвлекаться совершенно естественно. Относитесь к этому спокойно и просто постарайтесь расслабиться, концентрируясь в течение следующих мгновений на каждом вдохе и каждом выдохе. Если вы обнаружите, что отвлеклись, отметьте возникшие мысли, отпустите их и начните следить за дыханием снова. Вы можете возвращаться и начинать сначала столько раз, сколько понадобится. Это часть нашего тренинга. Так вы тренируете свое сознание. И сейчас давайте начнем сначала вместе: сделайте глубокий вдох и обратите все ваше внимание на движение воздуха, которое вы ощущаете на кончике носа. А сейчас мы перейдем к ментальной тренировке. Я попрошу вас представить знакомые вам образы и действия с ними. На протяжении следующих нескольких мгновений представляйте себе вашу ванную комнату такой, какой вы запомнили ее в последний раз. Представьте ее пространство как можно ярче и точнее. Вспомните, как и где лежат ваши вещи, полотенца, туалетные принадлежности. Что стоит на полках, раковине, что находится в ящиках, на полочках в душе. Важно добавить в ваш мысленный образ как можно больше разнообразных деталей. Теперь отвлекитесь от этих деталей и вернитесь к целостному образу комнаты. Оглянитесь вокруг, посмотрите на нее со стороны. Теперь мы будем мысленно преображать вашу ванную комнату. Для начала мысленно уберите всё с раковины и поверхностей около нее и временно поместите предметы в отдельный контейнер. Найдите среди убранных вещей только самое необходимое: зубную щетку, пасту, мыло для рук. Разместите их на раковине так, как вам будет удобно. Положите каждый предмет на определенное место. Оставьте прочие убранные с раковины предметы в стороне. Теперь остановите свое внимание на любой полке или ящике. Проверьте, что там находится. Вспомните как можно детальнее все предметы.
50 с
Теперь сконцентрируйтесь на ощущении дыхания во всем теле. Начните с ощущения вдоха: сначала воздух проходит через нос. Проследуйте за вдохом ниже через горло до самых легких. Обратите внимание, как поднимаются грудная клетка и живот. Теперь рассортируйте все предметы на две категории: нужные и те, которые вам не нужны. Ненужными считаются вещи, которыми вы не пользовались больше года. Смело выбрасывайте ненужные вещи.
5 с
Затем следуйте за выдохом: живот и грудная клетка плавно опускаются, теплый воздух поднимается вверх и выдыхается через нос. Проведите следующие несколько минут в тишине, фокусируя внимание на полном цикле дыхания и на ощущениях, возникающих при этом в теле. После проделанной работы на этой полке или в этом ящике у вас должен остаться только набор действительно важных предметов. Теперь проделайте ту же мысленную операцию с каждой оставшейся зоной хранения. Сперва вспомните максимальное число предметов, затем отделите среди них нужное от ненужного и после этого – избавьтесь от всего лишнего.
60 с
Не позволяйте вашему сознанию уходить слишком далеко. Следите за тем, что вы испытываете здесь и сейчас. Наблюдайте за каждым вдохом и каждым выдохом. А сейчас позвольте себе думать обо всем, что приходит в голову. Продолжайте ровно дышать. Снова сделайте глубокий вдох и выдохните.
35 с
Будьте здесь, в настоящем моменте. Если вы заметили, что погрузились в мысли и эмоции, отметьте это, отпустите их и мягко возвращайтесь к дыханию. Продолжайте расслабленно дышать, ощущая движения в теле, вызванные дыханием, температуру воздуха на вдохе и выдохе.
70 с
Сконцентрируйтесь на одном глубоком вдохе. Одном полном выдохе. Повторите. Постарайтесь действительно испытать ощущения дыхания, а не думать о них. Мысли могут побуждать к оценке и вызывать эмоциональный отклик, но сейчас у вас есть только одно намерение – наблюдать, как одно мгновение сменяется другим, как одна мысль сменяет другую. Сконцентрируйтесь на одном глубоком вдохе… одном полном выдохе… Повторите… Постарайтесь сохранять расслабленность. Проведите следующие несколько минут в тишине. Сейчас у вас есть только одно намерение – как можно полнее ощущать собственное дыхание по мере того, как одно мгновение сменяется другим.
120 с
Если вы ушли от дыхания слишком далеко, просто верните себя обратно, будьте здесь и сейчас.
40 с
Суть ментальной тренировки состоит в том, чтобы показать нам, что каждое из ощущений мимолетно. Сейчас один момент… и вот уже следующий. Нет необходимости реагировать на то, что уже прошло. Эта практика может помочь вам, концентрируясь на дыхании, осознавать настоящий момент, быть прямо здесь, прямо сейчас. Возможно, в какой-то момент вы обнаружите, что ваше сознание заполнено множеством мыслей. Относитесь к этому спокойно и просто продолжайте дышать. Сделайте глубокий вдох, выдох продолжая ментальную тренировку. Благодаря этой практике некоторым становится легче расслабиться, кому-то проще концентрировать внимание, а кто-то быстрее засыпает ночью.
120 с
Мы будем плавно переходить к завершению тренинга. Медленно откройте глаза.
5 с
Оглянитесь, прислушайтесь к звукам вокруг.
7 с
Уделите несколько мгновений, чтобы заметить эффект практики. Отметьте, отличается ли ваше физическое, эмоциональное и ментальное состояние от того, что было в начале тренировки.
10 с
На этом сегодняшний ментальный тренинг завершается. Спасибо! И до следующего раза.

References

1. Allahverdov V.M., Allahverdov M.V. Fenomen Strupa: interferencija kak logicheskij paradoks. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 16. Psihologija. Pedagogika. 2014. № 4. P. 90–102. (In Russian)

2. Velichkovskij B.B. Vozmozhnosti kognitivnoj trenirovki kak metoda korrekcii vozrastnyh narushenij kognitivnogo kontrolja. Jeksperimental'naja psihologija. 2009. V. 2. №. 3. P. 78–91. (In Russian)

3. Druzhinin V.N. Diagnostika obshhih poznavatel'nyh sposobnostej. Kognitivnoe obuchenie: sovremennoe sostojanie i perspektivy. Moscow: Izd–vo “Institut psihologii RAN”, 1997. (In Russian)

4. Ainsworth B., Eddershaw R., Meron D., Baldwin D.S., Garner M. The effect of focused attention and open monitoring meditation on attention network function in healthy volunteers. Psychiatry research. 2013. V. 210. №. 3. P. 1226–1231.

5. Anderson M.C., Green C. Suppressing unwanted memories by executive control. Nature. 2001. V. 410. №. 6826. P. 366

6. Anderson M.C., Hanslmayr S. Neural mechanisms of motivated forgetting. Trends in cognitive sciences. 2014. V. 18. №. 6. P. 279–292

7. Anderson M.C., Huddleston E. Towards a cognitive and neurobiological model of motivated forgetting. True and false recovered memories. Springer, New York, NY, 2012. P. 53–120.

8. Basden B.H., Basden D.R., Gargano G.J. Directed forgetting in implicit and explicit memory tests: A comparison of methods. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1993. V. 19. №. 3. P. 603.

9. Bashmakova I., Shcherbakova O. Just open your mind? A randomized controlled study on the effects of meditation on creativity. Frontiers in Psychology. 2021. V. 12. №. 663881.

10. Bishop S.R., Lau M., Shapiro S., Carlson L., Anderson N.D., Carmody J., Devins G. Mindfulness: A proposed operational definition. Clinical psychology: Science and practice. 2004. V. 11. №. 3. P. 230–241.

11. Capurso V., Fabbro F., Crescentini C. Mindful creativity: the influence of mindfulness meditation on creative thinking. Frontiers in psychology. 2014. V. 4. P. 1020.

12. Cavanaugh J.C., Perlmutter M. Metamemory: A critical examination. Child development. 1982. P. 11–28.

13. Didonna F. Clinical handbook of mindfulness. New York, NY: Springer, 2009. P. 447–462.

14. Dunlosky J., Mueller M.L., Thiede K.W. Methodology for investigating human metamemory: Problems and pitfalls. J. Dunlosky & S. K. Tauber (Eds.), Oxford library of psychology. The Oxford handbook of metamemory. 2016 P. 23–37.

15. Eberth J., Sedlmeier P. The effects of mindfulness meditation: a meta-analysis. Mindfulness. 2012. V. 3. №. 3. P. 174–189.

16. Faul F., Erdfelder E., Lang A.G., Buchner A. G* Power 3: A flexible statistical power analysis program for the social, behavioral, and biomedical sciences. Behavior research methods. 2007. V. 39. № 2. P. 175–191.

17. Hertel P.T. Calcaterra G. Intentional forgetting benefits from thought substitution. Psychonomic Bulletin & Review. 2005. V. 12. №. 3. P. 484–489.

18. Jankowski T., Holas P. Metacognitive model of mindfulness. Consciousness and cognition. 2014. V. 28. P. 64–80.

19. Kabat-Zinn J. Mindfulness-based interventions in context: past, present, and future. Clinical psychology: Science and practice. 2003. V. 10. №. 2. P. 144–156.

20. Kabat–Zinn J. An outpatient program in behavioral medicine for chronic pain patients based on the practice of mindfulness meditation: Theoretical considerations and preliminary results. General hospital psychiatry. 1982. V. 4. №. 1. P. 33–47.

21. Lippelt D.P., Hommel B., Colzato L.S. Focused attention, open monitoring and loving kindness meditation: effects on attention, conflict monitoring, and creativity A review. Frontiers in psychology. 2014. V. 5. P. 1083.

22. Lutz A., Dunne J.D., Davidson R.J. Meditation and the neuroscience of consciousness: An introduction. The Cambridge handbook of consciousness. 2006. V. 19. Ch. 19 P. 497–550

23. Lutz A., Slagter H.A., Dunne J.D., Davidson R.J. Attention regulation and monitoring in meditation. Trends in cognitive sciences. 2008. V. 12. №. 4. P. 163–169.

24. MacLeod C.M. Directed forgetting. Encyclopedia of the Sciences of Learning. 2012. P. 993–995.

25. MacLeod C.M. Directed forgetting affects both direct and indirect tests of memory. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1989. V. 15. №. 1. P. 13.

26. MacLeod C.M. The Stroop task: The" gold standard" of attentional measures. Journal of Experimental Psychology: General. 1992. V. 121. №. 1. P. 12.

27. Nelson T.O. Metamemory: A theoretical framework and new findings.Psychology of learning and motivation. Academic Press, 1990. V. 26. P. 125–173.

28. Nelson T.O., Narens L. Why investigate metacognition. Metacognition: Knowing about knowing. 1994. P. 1–25.

29. Nichols A.L., Maner J.K. The good–subject effect: Investigating participant demand characteristics. The Journal of general psychology. 2008. V. 135. №. 2. P. 151–166.

30. Noone C., Hogan M.J. A randomised active–controlled trial to examine the effects of an online mindfulness intervention on executive control, critical thinking and key thinking dispositions in a university student sample. BMC psychology. 2018. V. 6. №. 1. P. 1–18.

31. Picard L., Reffuveille I., Eustache F., Piolino P. Development of autonoetic autobiographical memory in school–age children: genuine age effect or development of basic cognitive abilities?. Consciousness and cognition. 2009. V. 18. №. 4. P. 864–876.

32. Sahakyan L., Foster N.L. The need for metaforgetting: Insights from directed forgetting. The Oxford Handbook of Metamemory. 2016. P. 341.

33. Slagter H.A., Lutz A., Greischar L.L., Francis A.D., Nieuwenhuis S., Davis J.M., Davidson R.J. Mental training affects distribution of limited brain resources. PLoS biology. 2007. V. 5. №. 6. P. e138.

34. Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions. Journal of experimental psychology. 1935. V. 18. №. 6. P. 643.

35. Tang Y.Y., Hölzel B.K., Posner M.I. The neuroscience of mindfulness meditation. Nature Reviews Neuroscience. 2015. V. 16. №. 4. P. 213–225.

36. Wells A. Emotional disorders and metacognition: Innovative cognitive therapy. John Wiley & Sons, 2002. Ch. 1. P. 3–14.

37. Wessel I., Wetzels S., Jelicic M., Merckelbach H. Dissociation and memory suppression: A comparison of high and low dissociative individuals’ performance on the think no think task. Personality and Individual Differences. 2005. V. 39. №. 8. P. 1461–1470.

38. Zeidan F., Johnson S.K., Diamond B.J., David Z., Goolkasian P. Mindfulness meditation improves cognition: Evidence of brief mental training. Consciousness and cognition. 2010. V. 19. №. 2. P. 597–605.

Comments

No posts found

Write a review
Translate