Modification of Psychotherapeutic Discourse in the Conditions of Online Consulting
Table of contents
Share
QR
Metrics
Modification of Psychotherapeutic Discourse in the Conditions of Online Consulting
Annotation
PII
S020595920023644-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
A. Voronin 
Affiliation: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
O. V. Chvilyova
Affiliation: Federal Research Center “Computer Science and Managementl” of Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
I. V. Smirnov
Affiliation: Federal Research Center “Computer Science and Managementl” of Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
M. A. Stankevich
Occupation: Research Engineer
Affiliation: 2Federal Research Center “Computer Science and Managementl” of Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
51-65
Abstract

Remote counseling has become widespread in recent years among broad online communication and is associated with conflicts due to the COVID-19 pandemic. However, language characteristics and features of speech experience during online consultations were not participants in group studies. This work is dedicated to the Royal version of psychotherapeutic discourse in the collection of remote technologies. To achieve the goals set for preliminary research, using the analysis of public interview data, it was revealed that online counseling is indirectly perceived indirectly as an impact and tense, sensitive as a stressor, and changes in discourse are affected as spontaneous coping strategies: different for a psychotherapist. and client verbal and behavioral coping matters. The main research was devoted to the analysis of semantic-syntactic statistics of statements using the method of relational-situational analysis (RSA). During the study, 4 texts of 50 texts in a corpus were collected: replicas of psychotherapists and clients during face-to-face and online counseling. Comparison of therapists' replies, face-to-face and online, showed that there were significant differences in 49 identified features of RSA. When checking customers – 52 indicators. In order to generalize the income increase method, a factorial comparison of the data pooling structure [the pooled data method] was carried out. The resulting factor solutions were interpreted as combined characteristics of psychotherapeutic discourse. For the statements of psychotherapists, 6 such characteristics were identified, for clients – 5. The given changes in the psychotherapeutic discourse are the speech components of a spontaneous coping strategy to overcome the more acute and uncertain online consultation, and its consequences.

Keywords
discourse, online consulting, free interview, semantic-syntactic structure of the text, relational-situational analysis
Date of publication
22.12.2022
Number of purchasers
8
Views
459
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Рост популярности психологического консультирования в дистанционном формате в последние годы обусловлен не только все большей доступностью онлайн коммуникаций, но и эпидемиологической обстановкой в связи с COVID-19, способствующей разобщенности и изолированности людей. Социальная нестабильность на этом фоне вызывала проблемы с психическим здоровьем у значительного количества людей и привела к росту обращений за квалифицированной помощью онлайн. Наиболее востребованными сетевыми платформами для оказания психологической помощи в дистанционном формате на сегодняшний день являются WhatsApp, Skype, Zoom, Telegram и Viber. “Гаджетизация” в целом изменила формы взаимодействия людей и процесс коммуникации, а опосредованное общение создало новую культурно-языковую ситуацию и привело к изменению институциональных дискурсов, в том числе, и психотерапевтического.
2 Онлайн-консультирование (дистанционное консультирование) определяется как предоставление консультационных услуг в интернет-пространстве, когда психолог или психотерапевт и его клиент физически находятся в разных местах и общаются с помощью компьютерных технологий [32]. Альтернативная классическому очному формату услуга, осуществляемая посредством виртуального взаимодействия, также получила известность как кибер-консультирование, веб-консультирование, онлайн терапия, е-терапия (электронная терапия) [29; 41].
3 С самого начала развития онлайн-консультирования в профессиональных кругах велись оживленные дискуссии о его эффективности и возможностях его широкого использования. В течение долгого времени многие исследователи полагали, что альтернатива психологическому консультированию в его классическом понимании – при непосредственном присутствии терапевта и клиента - невозможна и бессмысленна [17; 22]. Противоположное мнение заключалось в том, что в условиях быстрого развития кибер-технологий консультанты должны использовать все доступные возможности для предоставления своих услуг [16; 23].
4 Для проверки эффективности дистанционной психотерапии был проведен ряд исследований, которые показали эффективность этой работы с такими проблемами, как одиночество [25], депрессия [31], паническое расстройство [19], бессонница [38], отказ от курения [37].
5 В пользу несомненной эффективности психотерапии, осуществляемой посредством цифровых технологий, высказываются многие зарубежные исследователи [28], сравнивая результаты работы, полученные в процессе онлайн-консультирования с результатами работы, проводимой во время личных приемов [34; 36; 40].
6 Mohr et al. [30], например, провели метаанализ 12 исследований, посвященных лечению депрессии по телефону, и обнаружили значительное снижение симптоматики и меньшее количество случаев прерывания терапии, чем при личном консультировании. Barak et al. [18], изучив опубликованные по состоянию на март 2006 г. (n = 64) эмпирические статьи, в которых исследуется эффективность онлайн-терапии в различных форматах, провели метаанализ всех исследований (n = 92), в которых участвовали в общей сложности 9764 человека (клиента), проходивших терапию для решения различных проблем в онлайн-формате. Эффективность психотерапевтической работы оценивалась по разным критериям. Средневзвешенная величина эффекта составила 0.53 (средний показатель), что очень приближено к показателям эффективности традиционного очного консультирования. Barak et al. [18] было заявлено, что онлайн-консультирование так же эффективно, как и личное консультирование. Dowling and Rickwood [20] провели метаанализ шести исследований и обнаружили, что консультирование в онлайн-чате может быть столь же эффективным, как и при личном общении. King et al. [27] обнаружили, что подростки более заинтересованы в получении терапии в формате переписки, чем в очном формате. По Holmes and Foster [24] (2012), клиенты (n = 50) ощутили более глубокий рабочий альянс при онлайн-консультировании, чем при личном общении. Однако Wagner et al [39] установили, что для получения положительных результатов онлайн-терапии депрессии требуется больше времени, чем очной терапии.
7 Использование социальных сетей, “прозрачность” для клиента личности терапевта может также вызывать дополнительные этические вопросы. Большое количество проблем такого рода все чаще рассматривается в разработке этических кодексов поведения [35]. Не менее значимой остается проблема разработки руководящих принципов онлайн опосредованной психотерапии и стандартных рабочих процедур в отношении оформления информированного согласия, организации порядка проведения терапевтических сессий, хранения персональных данных и т.п. [33]. Самый сложный и самый важный аспект онлайн психотерапии — конфиденциальность, обеспечивать которую в этом формате приходится обоим участникам коммуникации [26].
8 Наше исследование посвящено изменениям психотерапевтического дискурса при проведении онлайн консультаций. Под психотерапевтическим дискурсом в узком смысле понимают все диалоги терапевта и клиента – человека, который обратился за оказанием психологической помощи с целью разрешения проблем [8], а в широком – все воздействия, призванные повлечь личностные изменения, и все речевые акты, сопровождающие эту коммуникацию [14]. Психотерапевтический процесс подразумевает не просто обмен информацией, но осуществление определенного рода вмешательств, интервенций, с целью воздействия на собеседника, изменения системы его убеждений, поведения, мыслей [4]. Именно на основе речевого влияния, которое можно определить, как выбор подходящего, адекватного способа речевого воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, строится терапевтический контакт [13]. Психотерапия, по сути, имеет дело с конкретным субъектом как языковой личностью, которая посредством языка выражает себя в своей речи (дискурсе), то есть личностью, реконструированной в своих основных чертах на базе языковых средств [5]. Внимание к дискурсу клиента, отслеживание его реформации и динамики позволяет специалисту управлять психотерапевтическим процессом [4].
9 Однако, до сравнительно недавнего времени языковые характеристики и особенности речевого взаимодействия консультирующего специалиста и клиента не оказывались в центре внимания практикующих психологов-консультантов и психотерапевтов [15]. Речевые формы воспринимались ими исключительно как отражение внешней или внутренней реальности: бессознательных процессов, особенностей личности, симптомов и т.п. [2]. Поэтому, в рамках психотерапии вопрос можно ставить не только и не столько о соответствии образа пациента его настоящему состоянию, но о полной личностной картине клиента, представленной самыми разнообразными коммуникативными актами [6]. Поскольку “разговор о своих чувствах” предполагает не только вербальную составляющую, но и специфический набор прагматических характеристик (время и место беседы, настрой собеседников, их мотивы и цели и др.), вероятно, можно говорить о существовании особого психотерапевтического дискурса [1]. Формат онлайн-консультирования наряду с положительными сторонами (экономия времени, доступность специалиста для жителей различных регионов, обеспечение большей анонимности и др.) имеет и минусы, требующие учета в терапевтической работе (сложности в установлении доверительного контакта, меньшие возможности для использования терапевтом невербальных ресурсов в процессе консультации, сложности поиска клиентом “безопасного” места для получения необходимого терапевтического опыта и др. [9]. Психотерапевтический дискурс в условиях онлайн-консультирования должен опираться на преимущества и учитывать недостатки данного формата. В связи с этим возникает основной исследовательский вопрос – как модифицируется терапевтический дискурс при использовании дистанционных технологий. Он определяет цель исследования – выявление изменений в психотерапевтическом дискурсе в условиях дистанционного консультирования. При этом предполагается решение нескольких исследовательских задач: выявление структуры представлений психотерапевтов об изменении дискурса на онлайн консультации, выявление лексических, синтаксических и семантических изменений в дискурсе клиентов и психотерапевтов при проведении консультаций в онлайн формате.
10

МЕТОДИКА

11 На предварительном этапе исследования было проведено неструктурированное интервью об особенностях работы в онлайн режиме с практикующими психотерапевтами, работающими в рамках психодинамического направления. Продолжительность интервью в среднем составила 15 минут. Всего было проведено 14 интервью. Интервью проводилось в рамках переговоров о предоставлении для семантико-синтаксического анализа текстов бесед с клиентами. Выборка формировалась по методу “снежного кома” с условием предоставления парных “протоколов” текстов бесед с клиентами – на очных и онлайн консультациях.
12 Основное исследование предполагало анализ семантико-синтаксической структуры высказываний в психотерапевтическом дискурсе при переходе на дистанционный формат. Всего было собрано 100 текстов психотерапевтических бесед, проведенных 11 психотерапевтами с их клиентами, получавшими психологическую помощь с сентября 2020 по июнь 2021 года как в онлайн, так и в офлайн режиме: 50 бесед были проведены в очном формате, 50 – онлайн. Продолжительность беседы составляла в среднем 45 минут. Каждая беседа записывалась и впоследствии транскрибировалась с указанием реплик, принадлежащих психотерапевту и клиенту. Клиенты были уведомлены о фиксации текста беседы на условиях полной анонимности, исключающей упоминания имен, дат и локаций в транскрибированном тексте. Таким образом было составлено 4 корпуса текстов по 50 текстов в каждом: реплики психотерапевтов при очном консультировании, реплики психотерапевтов по ходу онлайн консультаций, реплики клиентов при очном консультировании и реплики клиентов по ходу онлайн консультаций. Общий объем текстов составил более 3345к знаков. Также было получено 14 текстов интервью с психотерапевтами об изменении в дискурсе при проведении онлайн консультаций.
13 Для анализа семантико-синтаксической структуры высказываний использовался метод реляционно-ситуационного анализа (РСА) [10]. Реляционно-ситуационный анализ позволяет выявлять семантику текста, ставя в соответствие синтаксемную структуру предложения логической структуре действий, описанных в этом предложении. Для выявления реляционно-ситуационной структуры высказываний выполняется семантико-синтаксический анализ текстов [12], в результате которого строится дерево полного синтаксического разбора, определяются предикаты и их аргументы, для аргументов устанавливаются семантические роли (синтаксические значения). Реляционно-ситуационное представление текста, учитывающее все уровни языка, показало свою эффективность в решении многих задач интеллектуального анализа текстов и информационного поиска.
14 Реляционно-ситуационный анализ является компонентой машины РСА [3], которая представляет собой инструмент лингво-статистических и корпусных исследований, ориентированный прежде всего на работу с русским языком. Этот инструмент реализует поисковые и аналитические функции для корпусов текстов или одного текста, при этом текст представляется в виде сетевой структуры произвольной сложности, что позволяет моделировать все уровни языка и любые виды разметки. Машина РСА позволяет вычислять различные текстовые показатели: синтаксические признаки, семантические роли и связи, показатели принадлежность словарям различной лексики, дополненные показателями по Linguistic Inquiry and Word Count (LIWC) 2007 года для русского языка, коэффициент логической связности, коэффициент опредмеченности действий, тональность, показатели Трейгера, и др. – всего 298 показателей.
15 Анализ текстов интервью осуществлялся по схеме С. Квале [7] с применением феноменологии конденсации смысла по А. Джорджи [21].
16 Для статистических расчетов использовался пакет PASW Statistics 18. Конкретные статистики и критерии приведены при описании результатов исследования.
17

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

18 Предварительном этапе исследования заключался в проведении свободного интервью с практикующими психотерапевтами. Тема интервью была посвящена изменениям в психотерапевтическом дискурсе при проведении онлайн консультаций. В самом общем виде исследовательский вопрос был сформулирован следующим образом: как меняется речь и характер психотерапевтического диалога в онлайн режиме. Конкретизация центральной темы интервью осуществлялась в нескольких направлениях: особенности высказываний на онлайн консультациях, особенности интеракций, изменение тематики, изменение темпа речи, изменения в сеттинге, динамика и/или изменение эмоционального состояния, общая атмосфера онлайн консультирования.
19 В результате обобщения наиболее существенного содержания текстов интервью (конденсация смысла) было выявлено, что есть четкое разделение психотерапевтического дискурса на две составляющие: высказывания психотерапевтов и высказывания клиентов. В текстах интервью речь всегда идет либо об одном, либо о другом типе высказываний. Вторая идея, присущая всем текстам интервью – ощущение “посредника” при проведении онлайн консультации, особенно на начальном этапе работы с клиентом. Присутствие “третьего участника беседы” в виде компьютера или мобильного устройства приводит к некоторому увеличению отстраненности, настороженности и скованности, что затрудняет установление психотерапевтического альянса. Еще один общий смысл различных высказываний психотерапевтов сводится к тому, что онлайн консультация в большей мере требует соблюдения неких формальных правил и в ней ощущается повышенный социальный контроль за происходящим. В речи это сводится к соблюдению формальных правил языка. В ходе процедуры категоризации было выделено три класса высказываний: изменения в речи клиентов, изменения в речи психотерапевтов и особенности процесса проведения онлайн консультаций.
20 Изменения в речи клиентов сводятся к следующему: 1) у клиента чаще происходит смена тем по ходу беседы, чаще возникают отвлечения, клиент легче переключает внимания на окружающую обстановку вокруг себя; 2) в речи клиента наблюдается больше “ненормативной” лексики, он как бы наедине с собой, у себя дома; 3) в речи клиента больше извинительных слов – ему неловко, что он отвлекается на домашнюю обстановку; 4) чаще случаются апелляции к опыту терапевта – клиент хочет поближе его узнать, понять, почувствовать; 5) в высказываниях больше односложных ответов на вопросы терапевта – клиент “раскрывается” менее охотно; 6) чаще звучат вопросы: “Вы меня понимаете?”, что требует прямого подтверждения сохранения контакта; 7) в речи клиента наблюдается больше пауз.
21 Изменения в речи психотерапевтов несколько иные: 1) высказывания терапевта более подробны, в них больше уточнений и пояснений; 2) больше уточняющих вопросов от терапевта – “Верно ли я понимаю….?”; 3) больше вопросов “Как Вы себя чувствуете?”, поскольку изображение на экране не позволяет точно отследить состояние клиента; 4) чаще возникает необходимость прямого подтверждение сохранения контакта; 5) чаще происходит дублирование вопросов от терапевта.
22 Процесс онлайн консультаций характеризуется следующими особенностями: 1) увеличивается время установления терапевтического альянса: клиенту может недоставать прямого контакта, он держится более скованно, менее неразговорчив; 2) сложнее выдерживать сеттинг; 3) терапевт чаще не уверен в том, правильно ли его понял клиент; 5) нет располагающей атмосферы кабинета психотерапевта – больше времени требуется на “разгон” до непосредственного запроса: беседа начинается издалека, с нейтральных тем; 6) существует риск “вторжения посторонних” в время сеанса, что приводит к резкой паузе и нарушению хода беседы.
23 Разноплановость классов категорий позволяет в самом общем виде описать структуру изменений дискурса при онлайн консультациях. Сложная и напряженная ситуация онлайн консультации, выступает как стрессор, а классы категорий выступают как спонтанные копинг-стратегии: различные у психотерапевта и клиента речевые и поведенческие способы совладания. При этом часть категорий выступает как субъективные переживания по поводу возникающих затруднений.
24 Качественный анализ данных интервью определил проведение основного исследования в двух направлениях: рассмотрение изменений в высказываниях психотерапевтов и клиентов при онлайн консультировании.
25 Был проведен расчет показателей РСА для 4 корпусов (каждый из 50 текстов): реплики терапевтов, проводящих консультации очно и онлайн и реплики клиентов на очных и онлайн консультациях. Всего рассчитывалось 298 показателей в абсолютных и нормализованных значениях относительно количества слов в текстах. Оценка сдвига между показателями РСА текстов очных и онлайн консультаций проводилось попарно между 4 группами по нормализованным значениям показателей с помощью теста Манна-Уитни. При сравнении каждого признака между группами, обе выборки очищались от выбросов при помощи межквартильного интервала и проверялись на нормальность распределение. Для анализа были оставлены показатели, где p-value был меньше 0.05 для указанной пары.
26 Сравнение текстов реплик терапевтов, проводящих консультации очно и онлайн, показало, что имеются значимые различия по 49 различным показателям РСА. Фрагменты таблицы представлены в табл. 1.
27 Таблица 1. Сравнение показателей РСА по репликам терапевтов, проводящих консультации очно и онлайн.
Показатель РСА, включая LIWC: Среднее по репликам психотерапевтов при онлайн консультировании Среднее по репликам психотерапевтов при очных консультациях p-value mann-whitney
Средняя длина предложения (в количестве слов) 11.121 10.009 <0.01
Тональность слов (по усредненным значениям) 3.255 -0.386 <0.05
Синтакс. связь: nmod 0.053 0.046 <0.001
Коэффициент логической связности 0.770 0.631 <0.001
Средняя глубина синтаксического дерева 4.350 4.070 <0.01
Сем. роль: делибератив 0.016 0.012 <0.001
Доля местоимений 1 лица ед. числа 0.105 0.065 <0.001
Тональность текста 0.003 0.000 <0.05
Коэффициент опредмеченности действия (кол. глаголов / кол. существительных) 0.600 0.633 <0.01
- - - -
- - - -
Словарь: Аффектогенная лексика 0.034 0.039 <0.01
LIWC: Гнев 0.004 0.007 <0.01
LIWC: Попытка 0.055 0.065 <0.01
Словарь: Социальность отрицательная 0.007 0.009 <0.05
Часть речи: прилагательное 0.033 0.038 <0.01
Сем. роль: темпоратив 0.014 0.010 <0.001
LIWC: Слышание 0.016 0.013 <0.01
LIWC: Чувствование 0.012 0.015 <0.01
Сем. роль: директив 0.004 0.003 <0.05
28 При сравнении текстов реплик клиентов значимые различия были получены по 52 показателям. Фрагменты таблицы представлены в табл.2.
29 Таблица 2. Сравнение показателей РСА по репликам клиентов на очных и онлайн консультациях.
Показатель РСА, включая LIWC: Среднее по репликам клиентов при онлайн консультировании Среднее по репликам клиентов при очных консультациях p-value mann-whitney
Синтакс. связь: obl 0.071 0.067 <0.05
Синтакс. связь: discourse 0.025 0.034 <0.001
Словарь: Аффектогенная лексика 0.050 0.046 <0.05
Число клауз 675.255 806.380 <0.01
LIWC: онаон 0.039 0.045 <0.05
Тональность текста 0.002 -0.001 <0.05
Сем. роль: предикат 0.006 0.005 <0.01
Число уникальных слов / Число слов 0.232 0.209 <0.001
- - - -
- - - -
Словарь: Социальность положительная 0.027 0.021 <0.001
Синтакс. связь: parataxis 0.011 0.013 <0.01
LIWC: Позитив 0.045 0.037 <0.001
LIWC: Включение 0.086 0.081 <0.05
LIWC: они 0.035 0.032 <0.05
Синтакс. связь: advcl 0.014 0.012 <0.01
LIWC: Уверенность 0.030 0.028 <0.05
Словарь: Рациональная оценка положительная 0.027 0.022 <0.001
LIWC: Личноеместоимение 0.137 0.144 <0.05
Синтакс. связь: aux:pass 0.002 0.002 <0.01
LIWC: Чувствование 0.008 0.006 <0.01
Коэффициент Трейгера_2 4.845 5.499 <0.01
Сем. роль: транзитив 0.001 0.001 <0.05
Сем. роль: темпоратив 0.011 0.009 <0.01
30 Полученные результаты позволяют в самом общем виде описать изменения в дискурсе при переходе к онлайн консультациям. Так при дистанционном консультировании предложения психотерапевтов стали длиннее, повысилась тональность высказываний, их логическая связанность и синтаксическая завершенность, снизился уровень негативно окрашенной аффектогенности и т.п. Тональность высказываний клиентов также повысилась, как и их аффектогенность. Речь клиентов на онлайн консультациях более разнообразна и содержит значимо больше уникальных слов. В репликах клиентов уменьшилось количество сложных предложений при одновременном повышении эмоциональной стабильности. Высказывания клиентов при дистанционном сеансе носят более конкретный характер и значимо чаще заявляются от себя лично. Характер высказываний клиентов носит более социетальный характер, отражая при этом большую уверенность, включенность и позитив. При этом делать какие-то обобщения при анализе отдельных показателей весьма сложно, а умозрительно учесть сочетания различных показателей представляется почти невозможным. Более компактное и обобщенное описание полученных различий в дискурсе терапевтов при проведении онлайн консультаций возможно при использовании эксплораторного факторного анализа, позволяющего выявить латентные переменные, отвечающие за разнообразие полученных данных.
31 Для описания различий в структуре данных между очными и онлайн консультациями был использован один из способов факторного сравнение структур двух выборок – метод объединения данных [pooled data method]. При его использовании объединяются данные из двух выборок, добавляется искусственная переменная, категории которой кодируют принадлежность испытуемых к той или иной выборке. Факторные нагрузки этой искусственной переменной указывают на факторы, в отношении которых групповые средние факторные оценки будут различаться сильнее всего. В нашем случае искусственной переменной являлась принадлежность данных к текстам консультаций, проводимых очно и онлайн. Результаты рассчитывались отдельно для данных по репликам психотерапевтов и клиентов, т.е. совмещались данные по репликам психотерапевтов на очных и онлайн консультациях и аналогично данные совмещались по репликам клиентов. Полученные совмещенные данные были подвергнуты факторному анализа методом главных компонент с последующим Варимакс-вращением.
32 Для данных по репликам психотерапевтов при использовании критерия Кайзера выделилось 13 факторов с собственными значениями большими 1, при этом первые 6 факторов объясняют 57.11% дисперсии, а остальные факторы вносят дополнительно от 4 до 0.002 процентов. При использовании критерия “каменистой осыпи” выделяются 6 факторов (рис 1), при этом факторные нагрузки дифференцирующей переменной по этим факторам максимальны. Результаты представлены в табл 3. и на рис. 1.
33 Таблица 3.
34 Полная объясненная дисперсия по выборке
35

реплик психотерапевтов Компонента Начальные собственные значения Итого % Дисперсии Кумулятивный % дисперсии 1 7.701 15.715 15.715 2 5.903 12.046 27.761 3 5.052 10.311 38.072 4 3.604 7.355 45.427 5 2.948 6.016 51.442 6 2.777 5.667 57.110 - - - - 49 0.001 0.002 100

36 Рис.1. График собственных значений
37 по выборке реплик психотерапевтов
38 В нашем случае наиболее уместно будет трактовать полученные факторные решения как композитную характеристику изменения психотерапевтического дискурса. Эта характеристика является следствием интеграции нескольких элементарных семантических ролей, синтаксических связей и/или иных показателей РСА. По нашим представлениям, она определяет направление изменения дискурса и обусловлена психологическими и ситуационными причинами, связанными с онлайн консультированием. Выявленные композитные характеристики психотерапевтического дискурса задают направления его изменения.
39 Аналогичным образом были обработаны данные по репликам клиентов на очных и онлайн консультациях. При использовании критерия Кайзера выделилось 13 факторов с собственными значениями большими 1. Использование критерия “каменистой осыпи” позволяет говорить о 5 значимых факторах, объясняющих 51.32% дисперсии. Результаты представлены в табл 4. и на рис. 2.
Компонента Начальные собственные значения
Итого % Дисперсии Кумулятивный % дисперсии
1 9.774 18.796 18.796
2 6.151 11.829 30.625
3 4.672 8.984 39.609
4 3.209 6.172 45.781
5 2.882 5.542 51.323
- - - -
52 0.002 0.003 100
Таблица 4.
40 Полная объясненная дисперсия по выборке
41

реплик клиентов

42 Рис.2. График собственных значений
43 по выборке реплик клиентов
44 Первым и наиболее весомым направлением изменения психотерапевтического онлайн дискурса является распространенность и корректность высказывания в речи психотерапевтов. При онлайн консультациях увеличивается количество слов в предложении и усиливается логическая связность высказываний в целом. Это продиктовано естественной необходимостью терапевта добиться максимально четкого понимания его речи клиентом. Если в условиях очной консультации при наличии невербальных компонентов коммуникации возможен пропуск некоторых служебных связующих слов и нарушение синтаксических конструкций предложения, то в дистанционном формате, во избежание недопонимания, терапевт разворачивает свое высказывание максимально полно и правильно. Значимое уменьшение показателя “синтаксическая связь root” также говорит об относительном снижении количества предложений, состоящих только из основы, что косвенно свидетельствует об усложнении высказываний.
45 Вторую композитную характеристику онлайн дискурса психотерапевтов можно условно назвать “конкретизация обстоятельств”. Увеличение коэффициента опредмеченности действия свидетельствует в пользу синтаксической завершенности высказывания. При этом возрастает количество указаний на время, место действия. Повышение показателя “семантическая роль локативов” вероятно связано с частым уточнением терапевта, насколько комфортно и безопасно клиент себя чувствует в момент консультации, подходит ли ему назначенное время. При онлайн консультации в большей мере обсуждается сеттинг и условия, которые клиенту желательно обеспечить для полноценной работы (изолированность, безопасность, стабильная возможность встреч и т.п.). Коэффициент опредмеченности может свидетельствовать о нерешительности, зависимости и тревожности, что в нашем случае явно имеет ситуационную основу и обусловлено более сложной и непривычной деятельностью психотерапевта при проведении онлайн консультации.
46 Третья характеристика онлайн дискурса – “Я-высказывания психотерапевта” – обусловлена повышением доли местоимений и глаголов 1 лица и показателем LIWC “1st perssingular”. Увеличение Я-высказываний терапевта, возможно, связано с необходимостью частого уточнения того, что клиент правильно расслышал или понял обращенное к нему высказывание или вопрос. То есть, вероятно, это происходит за счет реплик “Верно ли я слышу?”, ”равильно ли я вас понимаю?”, а также ответов на уточняющие вопросы клиента о качестве связи. Увеличение “Я-высказываний” происходит за счет большего самораскрытия терапевта: этот прием позволяет быстрее установить рабочий контакт за счет большей открытости и доверительности. Возросшая доля местоимений и глаголов 1-го лица также свидетельствует о более активной и доминирующей роли терапевта при работе онлайн. Терапевт вынужден организовать процесс и структурировать время и ход работы, ему важно убедиться в том, что он правильно понимает информацию, исходящую от клиента, и сделал все, от него зависящее, чтобы избежать недопонимания, со стороны клиента.
47 Четвертое направление изменения онлайн дискурса предполагает “внимание к деталям хронологии событий”. Увеличение количества союзов и темпоративов в речи психотерапевта на онлайн консультациях связано с более подробным выстраиванием хронологической последовательности событий. Вероятно, в отсутствие невербального компонента общения, терапевт собирает информацию более продуманно, структурированно и тщательно, расспрашивая клиента о большем количестве деталей, чем это происходит при личном общении, когда терапевт “отвлекается” на “внешние”, поведенческие стороны коммуникации. О большей “связности” высказываний в данном случае свидетельствует увеличение слов маркеров, обозначающее предложение как подчиненное другому предложению. Многосоюзие и увеличение предикатов придают высказываниям большую многозначительность и некую эпичность.
48 Наиболее простой для обозначения и интерпретации является пятая характеристика – “повышенная тональность высказываний”. Можно предположить, что при онлайн коммуникации, в условиях минимизации невербального компонента общения, психотерапевт старается быть более эмоциональным, дружелюбным, открытым. Возможно, в этом проявляется его стремление ускорить процесс построения хорошего терапевтического контакта. При этом значимо снижается лексика гнева и отрицательно окрашенная социальная тематика.
49 Шестая характеристика сложна для интерпретации. Она базируется на повышенном количестве в речи психотерапевтов на онлайн консультациях предлогов и дополнений родительного падежа. И это вновь указывает на большую связность высказываний. Однако значимое снижение коэффициента опредмеченности действия предполагает более развернутое, но менее синтаксически завершенные высказывание. Речь становится менее формальной, более развернутой и лексически менее правильной. Вероятно, это еще один способ уточнения описаний, даваемых клиентом. Исходя из этого предположения, шестое направление изменения дискурса психотерапевтов в условиях онлайн консультирования было названо – “уточнение описания”. Скорее всего эта характеристика отражает “речевое подстраивание” для увеличения раппорта.
50 Направления изменения дискурса клиентов при проведении онлайн консультаций отличаются от композитных характеристик психотерапевтов. Первое и наиболее значимое направление изменений предполагает повышение повествовательности и связности высказываний. Об этом свидетельствуют большее количество существительных, предлогов и синтаксических связей “case” и “obl”, описывающих маркирование падежа и наличие косвенных членов предложения. Возрастание количества предлогов и существительных, возможно, объясняется необходимостью глубоко описать ситуацию или обстоятельства, которые привели к психологу, при отсутствии полноценного невербального компонента общения. Больше предметов и обстоятельств – меньше действия. Снижение количества местоименных наречий, частиц и в целом служебных слов (сategory LIWC - funct), возможно, говорит о стремлении клиентов к лаконичности и четкости высказываний. Такого рода особенности речи характерны для деловой беседы и, вероятно, говорят о том, что онлайн консультация воспринимается клиентами как менее доверительная по сравнению с очной и приватной беседой.
51 Вторая характеристика онлайн дискурса клиентов определяется увеличением местоимений, особенно личных местоимений, выступающих в качестве подлежащих. По сути это Я-высказывания клиентов. При этом значимое увеличение синтаксической связи “parataxis” говорит о предпочтении коротких фраз и/или особом способе построения сложных предложений без формальных средств связи (союзы, относительные местоимения и др.). Вполне вероятно, что такого рода высказывания связаны с определенным проблемами коммуникации при онлайн консультациях. В такой ситуации клиенты испытывают затруднения при выборе слов и заменяют их соответствующими местоимениями, кроме того, местоимение может предшествовать найденному слову, заполняя собой поисковую паузу.
52 Третья характеристика изменений дискурса при переходе консультирования в онлайн режим определяется значимым снижением количества знаков пунктуации. При этом снижается и количество синтаксических связей “appos”, служащих для уточнения, конкретизации и/или пояснения существительного в предложении. Оппозицией данной тенденции является увеличение слов из категории LIWC “Inclusive” служащих для “включения и соединения” слов в предложении. Описанные тенденции скорее всего говорят о снижении чёткого представления о структуре того предмета, которое описывает клиент на онлайн консультации. Происходит снижение внутреннего видения структуры описываемого – элементов, фрагментов, деталей, встроенности предмета в другие, более объёмные структуры. По сути речь клиента превращается в плохо структурированный “поток сознания”, мало дифференцированный, спонтанно направленный и имманентно не ограниченный. Эта характеристика онлайн дискурса клиентов была условно названа Снижение ясности излагаемого.
53 Для четвертого направления изменения дискурса клиентов в онлайн режиме характерно увеличение местоимений 3 лица и, соответственно, количества слов из слов категории LIWC “Shehe”. При этом снижается количество глаголов (сategory LIWC – “Commonverbs”) и местоимений 3 лица (сategory LIWC – “they”). Возможно, изменение этих показателей обусловлено большими, чем при очной консультации, затруднениями при ответе на расспросы терапевта о проблеме, которая привела к психологу, и той ситуации, в которой оказался клиент. Эти затруднения препятствуют обычному подбору адекватных слов для выражения своих мыслей, и клиенты заменяют их местоимениями. Также в условиях онлайн консультации клиенты с большей охотой рассказывают о своих проблемах от третьего лица, либо делают это на примерах других. Условно данное направление изменений дискурса клиентов в онлайн режиме было названо О себе в третьем лице.
54 Пятая характеристика изменения психотерапевтического онлайн дискурса связана с редуцированными формами речи. Она образована тремя показателями: числом слов в предложении, числом клауз и относительным количеством уникальных слов. При этом количество слов и клауз значимо меньше, а количество уникальных слов – выше. Уменьшение количества слов и клауз характерно для состояния эмоционального напряжения; при этом увеличивается количество и длительность пауз, появляются поисковые слова и семантически нерелевантные повторения. В состоянии эмоционального напряжения появляются редуцированные формы речи, спонтанные речевые проявления, возрастает количество привычных речений, “слов-паразитов” и клише. Собственно, этим и обусловлено увеличение количество уникальных слов. Возможно описанные эффекты могут быть обусловлены более медленным установлением контакта и повышенным эмоциональным напряжением, характерным для онлайн консультаций.
55 Дискурс как форма целенаправленного, соотнесенного с партнером и обстановкой вербального поведения [11] одновременно обращен и к ситуации (социокультурный контекст задает правила ведения разговора и соответствующие формы выражения) и к человеку (собеседники взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние, выражают свои мнения, интенции, представления об окружающем мире). Качественный анализ данных интервью на предварительном этапе исследования позволил описать ситуацию онлайн консультирования, опосредованную средствами онлайн коммуникации, как более сложную и эмоционально напряженную, выступающую стрессором как для психотерапевтов, так и клиентов. Ситуация онлайн консультирования требует проявления определенной активности – совладания с изменившимися условиями. Изменения в психотерапевтическом дискурсе, исходя из такого понимания, представляют собой речевые способы совладания с ситуацией. И для психотерапевтов, и для клиентов ситуация онлайн-консультирования выступает как более формализованная и “официальная”. Такая обстановка консультации требует изменения дискурса у терапевтов в направлении “распространенность и корректность высказывания”, а у клиентов приводит к проявлению другой композитной характеристике изменения дискурса – “повышению повествовательности и связности высказываний”. Опосредованность ситуации онлайн консультации предполагает более высокий социальный контроль неопределенного генеза, что повышает напряженность и неопределенность ситуации, особенно на начальном этапе консультирования. При этом клиенты испытывают своеобразное смятение и в их дискурсе появляются “редуцированные формы речи”, они говорят: “О себе в третьем лице”, у них происходит “Снижение ясности излагаемого”. “Я-высказывания клиентов” клиентов становятся весьма специфичными и скорее говорят о затруднениях в коммуникации, трудностях в подборе слов и заменой их на личные местоимения. Психотерапевты при проведении консультации онлайн также ощущают в начале работы бо́льшую формализованность и опосредованность ситуации. Вероятно, психотерапевты воспринимают сложившуюся ситуацию как более неопределенную и соответствующим образом изменяют свое вербальное поведение – об этом свидетельствуют три из шести композитных характеристик изменения дискурса: конкретизация обстоятельств, внимание к деталям хронологии событий, уточнение описания. Более высокая эмоциональная напряженность и неопределенность ситуации онлайн консультирования (по сравнению с обычной) препятствует психотерапевтическому альянсу и для стабилизации ситуации психотерапевты повышают “тональность высказываний”, исключая, по возможности негативно окрашенную лексику.
56

ВЫВОДЫ

57 Онлайн консультирование в настоящее время стало обыденной и скорее предпочитаемой процедурой по сравнению с традиционной очной консультацией. По результатам нескольких мета-анализов онлайн-консультирование так же эффективно, как и очное консультирование. Онлайн консультирование расширяет доступность психотерапевтических услуг, позволяет снизить транспортные и временные затраты, обеспечивает бо́льшую анонимность. При этом в рамках нашего исследования установлено, что опосредование процесса психотерапии психодинамического направления гаджетами и сетевыми средствами коммуникации приводит к увеличению продолжительности и сложности установления терапевтического альянса. В условиях онлайн консультации сложнее выдерживать сеттинг. Веб-консультированию в меньшей степени сопутствует особая атмосфера “кабинета психотерапевта”, располагающая к доверительному общению и всегда существует риск “несанкционированного вторжения”. Все это несколько повышает напряженность и неопределенность процесса онлайн консультирования. Изменение ситуации взаимодействия между психотерапевтом и клиентом приводит к закономерному изменению психотерапевтического дискурса. Проведенный реляционно-ситуационный анализ 100 текстов консультаций, проведенных очно и онлайн, показал, что психотерапевтический дискурс в условиях дистанционного консультирования модифицируется разнонаправленно в речи психотерапевтов и клиентов. Для речи психотерапевтов в условиях проведения онлайн консультаций характерна повышенная тональность высказываний, их большая распространенность и корректность, конкретизация обстоятельств, внимание к деталям хронологии событий, частое уточнение даваемых клиентом описаний. В речи психотерапевтов на онлайн консультациях в большей степени присутствуют “Я-высказывания”. Выявленные изменения в дискурсе, скорее всего, являются речевыми компонентами стихийной копинг-стратегии, способами преодоления более напряженной и неопределенной ситуации онлайн консультирования. Модификация психотерапевтического дискурса в условиях онлайн консультаций в речи клиентов происходит в двух направлениях. С одной стороны, онлайн консультация воспринимается клиентами как менее доверительная по сравнению с очной и приватной беседой и поэтому повышается повествовательность и связность высказываний. С другой стороны, напряженность и неопределенность приводят к затруднениям при подборе слов, к редуцированным формам речи, снижению ясности излагаемого, появлению высказываний о себе в третьем лице.

References

1. Ahmerova L.R. Sposoby verbalizacii dushevnogo sostojanija v psihoterapevticheskom diskurse. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. 2010. V. 152. № 6. P. 180–187. (In Russian)

2. Busygina N.P. Sovremennye podhody k analizu diskursa, razgovora i povestvovanija, i ih znachenie dlja issledovanij v oblasti psihoterapii. Psihologija v vuze. 2014. № 4. P. 43–59. (In Russian)

3. Enikolopov S.N., Kuznecova Ju.M., Smirnov I.V., Stankevich M.A., Chudova N.V. Sozdanie instrumenta avtomaticheskogo analiza teksta v interesah socio-gumanitarnyh issledovanij. Chast' 1. Metodicheskie i metodologicheskie aspekty. Iskusstvennyj intellekt i prinjatie reshenij. 2019. № 2. P. 28–38. (In Russian)

4. Kalina N.F. Analiz diskursa v psihoterapii. Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza. 2002. №3. (In Russian)

5. Karaulov Ju.N. Russkij jazyk i jazykovaja lichnost'. 1-e izd. Moscow: Nauka, 1987. 264 p. (In Russian)

6. Kasavin I.T. Diskurs-analiz i ego primenenie v psihologii. Voprosy psihologii. 2007. № 6. P. 97–119. (In Russian)

7. Kvale S. Issledovatel'skoe interv'ju. Moscow: Smysl, 2003. 301 p. (In Russian)

8. Kirillova E.I., Orlov A.B. Intent-analiz psihoterapevticheskoj rechi K. Rodzhersa (sluchai Gerberta, Glorii i Dzhen). Konsul'tativnaja psihologija i psihoterapija. 2010. V. 18. № 4. P. 134–165. (In Russian)

9. Korotkova V.O. Polozhitel'nye i otricatel'nye storony distancionnogo psihologicheskogo konsul'tirovanija. Sovremennye nauchnye issledovanija: aktual'nye voprosy, dostizhenija i innovacii: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 ch. Ch.1. Penza: MCNS “Nauka i Prosveshhenie”. 2018. P. 185–187. (In Russian)

10. Osipov G.S., Smirnov I.V., Tihomirov I.A. Reljacionno-situacionnyj metod poiska i analiza tekstov i ego prilozhenija. Iskusstvennyj intellekt i prinjatie reshenij. 2008. № 2. P. 3–10. (In Russian)

11. Pavlova N.D. Kommunikativnaja paradigma v psihologii rechi i psiholingvistike. Psihologicheskie issledovanija diskursa. Moscow: Persje, 2002. P. 8–43. (In Russian)

12. Smirnov I.V., Shelmanov A.O., Kuznecova E.S., Hramoin I.V. Semantiko-sintaksicheskij analiz estestvennyh jazykov. Chast' II. Metod semantiko-sintaksicheskogo analiza tekstov. Iskusstvennyj intellekt i prinjatie reshenij. 2014. № 1 P. 11–24. (In Russian)

13. Sternin I. A.  Osnovy rechevogo vozdejstvija. Voronezh: Istoki, 2012.  178 p. (In Russian)

14. Sumina N.V. Semanticheskie i pragmaticheskie harakteristiki psihoterapevticheskogo diskursa: Diss. ... kand. filol. nauk. Nal'chik, 2016. (In Russian)

15. Fominichev A.V. Psihoterapevticheskij diskurs: issledovanie osobennostej rechevogo vzaimodejstvija geshtal't-terapevta. Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2012. V. 10. №3. P. 53–56. (In Russian)

16. Alleman J.R. Online counseling: The Internet and mental health treatment. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2002. V. 39. №. 2. P. 199–209.

17. Barak A. Psychological applications on the Internet: A discipline on the threshold of a new millennium. Applied and Preventive Psychology. 1999. V. 8. №. 4. P. 231–245.

18. Barak A., Hen L., Boniel-Nissim M., Shapira, N. A comprehensive review and a meta-analysis of the effectiveness of internet-based psychotherapeutic interventions. Journal of Technology in Human services. 2008. V. 26. №. 2–4. P. 109–160.

19. Carlbring P. et al. Treatment of social phobia: randomised trial of internet-delivered cognitive-behavioural therapy with telephone support. The British Journal of Psychiatry. 2007. V. 190. №. 2. P. 123–128.

20. Dowling M., Rickwood D. Online counseling and therapy for mental health problems: A systematic review of individual synchronous interventions using chat. Journal of Technology in Human Services. 2013. V. 31. №. 1. P. 1–21.

21. Giorgi A., Giorgi V. Phenomenological psychology. The SAGE Handbook of Qualitative Research in Psychology. Eds. C. Wilig, W. Stainton-Rogers. London: Sage Publications Ltd, 2008. P. 165–178.

22. Griffiths M. Online therapy for addictive behaviors. Cyberpsychology & Behavior. 2005. V. 8. №. 6. P. 555–561.

23. Hanley T. Developing youth-friendly online counseling services in the UK: A small scale investigation into the views of practitioners. Counselling & Psychotherapy Research. 2006. V. 6. №. 3. P. 116–119.

24. Holmes C., Foster V. A preliminary comparison study of online and face-to-face counseling: Client perceptions of three factors. Journal of technology in human services. 2012. V. 30. №. 1. P. 14–31.

25. Hopps S.L., Pépin M., Boisvert J.M. The effectiveness of cognitive-behavioral group therapy for loneliness via inter relaychat among people with physical disabilities. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2003. V. 40. №. 1–2. P. 136–147.

26. Humer E. et al. Psychotherapy via the Internet: What programs do psychotherapists use, how well-informed do they feel, and what are their wishes for continuous education? International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. V. 17. №. 21.

27. King R. et al. Online counselling: The motives and experiences of young people who choose the Internet instead of face to face or telephone counselling. Counselling and Psychotherapy Research. 2006. V. 6. №. 3. P. 169–174.

28. Kraus R., Stricker G., Speyer C. Online counseling: A handbook for mental health professionals. London: Academic Press, 2010.

29. Manhal-Baugus M. E-therapy: Practical, ethical, and legal issues. CyberPsychology & Behavior. 2001. V. 4. №. 5. P. 551–563.

30. Mohr D.C. et al. The effect of telephone-administered psychotherapy on symptoms of depression and attrition: A meta-analysis. Clinical Psychology: Science and Practice. 2008. V. 15. №. 3. P. 243–253.

31. Richards D., Richardson T. Computer-based psychological treatments for depression: a systematic review and meta-analysis. Clinical psychology review. 2012. V. 32. №. 4. P. 329–342.

32. Richards D., Viganò N. Online Counseling Source. Encyclopedia of Cyber Behavior. Ed. Z. Yan. Hershey: IGI Global, 2012. P. 699-713.

33. Satalkar P., Shrivastava S., Desousa A. Internet-mediated psychotherapy: Are we ready for the ethical challenges? Indian journal of medical ethics. 2015. V. 12. №. 4. P. 220–227.

34. Skinner A., Latchford G. Attitudes to counselling via the Internet: A comparison between in-person counselling clients and Internet support group users. Counselling and Psychotherapy Research. 2006. V. 6. №. 3. P. 158–163.

35. Stoll J., Müller J.A., Trachsel M. Ethical issues in online psychotherapy: A narrative review. Frontiers in psychiatry. 2020. V. 10. P. 993.

36. Stommel W., Van der Houwen F. Complaining and the management of face in online counseling. Qualitative Health Research. 2014. V. 24. №. 2. P. 183–193.

37. Strecher V.J., Shiffman S., West R. Randomized controlled trial of a web‐based computer‐tailored smoking cessation program as a supplement to nicotine patch therapy. Addiction. 2005. V. 100. №. 5. P. 682–688.

38. Ström L., Pettersson R., Andersson G. Internet-based treatment for insomnia: a controlled evaluation. Journal of consulting and clinical psychology. 2004. V. 72. №. 1. P. 113–121.

39. Wagner B., Horn A. B., Maercker A. Internet-based versus face-to-face cognitive-behavioral intervention for depression: a randomized controlled non-inferiority trial. Journal of affective disorders. 2014. V. 152. P. 113–121.

40. Young K.S. An empirical examination of client attitudes towards online counseling. CyberPsychology & Behavior. 2005. V. 8. №. 2. P. 172–177.

41. Zainudin Z.N., Yusop Y.M. Cyber-counseling: Is it really new. International Research Journal of Education and Sciences. 2018. V. 2. №. 2. P. 19–24.

Comments

No posts found

Write a review
Translate