- PII
- S0205959225020084-1
- DOI
- 10.31857/S0205959225020084
- Publication type
- Review
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume 46 / Issue number 2
- Pages
- 78-86
- Abstract
- The article presents the biography and scientific path of A.E. Petrova (1880–1972?), one of the first female experimental psychologists studying at Moscow University before the revolution. A.E. Petrova’s interests lay in many fields — she studied pedology, criminal and clinical psychology. The article focuses on her pioneering studies of “primitive” and “non-primitive” psyche, highly appreciated by L.S. Vygotsky, her work with the personality of criminals, and her studies of cognitive processes in patients with epilepsy and schizophrenia. The article describes her methodological approach, which was based on the use of techniques for diagnosing the cognitive sphere (including the Rorschach test) and became the basis for the author’s classification of personality types. The work is based on the analysis of archival data, fills the gap in the study of A.E. Petrova’s heritage and forms the basis for further research of her contribution to psychology.
- Keywords
- история психологии А.Е. Петрова примитивная психика педология клиническая психология криминальная психология типология личности тест Роршаха архивные материалы
- Date of publication
- 05.11.2025
- Year of publication
- 2025
- Number of purchasers
- 0
- Views
- 45
References
- 1. Блейхер В.М. Клиника приобретенного слабоумия. К.: Изд-во “Здоровья”, 1976. C. 152.
- 2. Выготский Л.С. Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства // Педология. 1929. № 3. С. 333–342.
- 3. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития. М.: Канон+ РООИ “Реабилитация”, 2022.
- 4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости (опыт построения рабочей гипотезы) // Умственноотсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского, И.И. Данюшевского. М.: Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1935. С. 7–34.
- 5. Гернет М.Н. Первая русская лаборатория по изучению преступности // Право и жизнь. 1924. № 2. С. 26–33.
- 6. Гернет М.Н. Предисловие // Преступный мир Москвы: сборник статей: А.М. Ароновича, Н.Н. Гедеонова, М.Н. Гернета и др. с фотографиями, рисунками и диаграммами / Под ред. и с предисл. М.Н. Гернета. М.: Право и жизнь, 1924. С. 2–41.
- 7. Горелова Л.Е., Шелкова В.Н. Вклад врачей-психиатров в преодоление детской беспризорности в Москве в 20-е гг. ХХ в. // Вопросы современной педиатрии. 2021. № 20 (3). С. 188–194.
- 8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А624. Оп. 1. Д. 1. Л. 1–15.
- 9. Журавлев А.Л., Костригин А.А. Проблемы психологии доверия и недоверия в трудах А.Б. Купрейченко // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 2. С. 104–114.
- 10. Журавлев А.Л., Трофимов Е.А., Костригин А.А. Основные направления инженерно-психологических исследований А.И. Галактионова (к 100-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 3. С. 108–117.
- 11. Зейгарник Б.В. Патология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.
- 12. Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я. Экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках Советского Союза. Часть 2 // Медицинская психология в России. 2020. T. 12. № 3. C. 1–19.
- 13. Ковальски Ш. Правонарушительницы. Женская преступность и криминология в России (1880–1930). СПб.: Academic Studies Press, 2021.
- 14. Никонова Е.Ю., Рупчев Г.Е. Из истории использования теста Роршаха в 20-30-е годы в СССР // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 1. С. 119–127.
- 15. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета за 1908 год. М.: Тип. Императорского Московского университета, 1909.
- 16. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского Университета за 1910 год. М.: Тип. Императорского Московского университета, 1911.
- 17. Петрова А.Е. Дети-примитивы // Вопросы педологии и детской психоневрологии: сборник статей Государственного Медико-педологического института НКЗ. Вып. 2. Вопросы педологии и детской психонервологии / Под ред. М. Гуревича. М.: Комис. по улучшению жизни детей при ВЦИК и кооп. изд-ва “Жизнь и Знание”, 1925. С. 60–92.
- 18. Петрова А.Е. К вопросу о трудоспособности больных с артериосклерозом головного мозга // Труды психиатрической клиники 1-го ММИ. Вып. 4. Памяти П.Б. Ганнушкина. М.: Медгиз, 1934. С. 405–410.
- 19. Петрова А.Е. О некоторых психологических особенностях примитивной психики при ее расщеплении // I МГУ. Труды психиатрической клиники (Девичье Поле). Директор П.Б. Ганнушкин. Вып. 2. М., 1927. С. 232–244.
- 20. Петрова А.Е. Основные психологические особенности у эпилептиков // Эпилепсия: Основные вопросы патогенеза / Под общ. ред. проф. Е.К. Сепп. М.: 1 Моск. мед. ин-т, 1937. С. 353–398.
- 21. Петрова А.Е. Преступники-примитивы // Преступник и преступность: Сборник II / Под ред. Е.К. Краснушкина. М.: Мосздравотдел, 1927. С. 72–134.
- 22. Петрова А.Е. Психологическая классификация личностей: Элементарная методика психологического исследования: для психологов, психиатров, криминологов и педагогов. М.: М. и С. Сабашниковы, 1927.
- 23. Петрова А.Е. Случай изувечения мужа // Преступный мир Москвы / Под ред. М.Н. Гернет. М.: Право и жизнь, 1924. С. 82–101.
- 24. Петрова А.Е. Социальные аномалии и их влияние на установку детей в период полового созревания // Проблемы сексуальной педагогики: труды конференции по вопросам сексуальной педагогики. Москва. 1930 г. / Ред. А.В. Мольков. М.: Работник просвещения, 1930. С. 93–102.
- 25. Петрова А.Е., Аникина А.М. К вопросу о характере трудоспособности при шизофрении // Проблемы пограничной психиатрии. М., 1935. С. 99–119.
- 26. Погорелов М.А. Полевые исследования в раннесоветской криминологии (1920-е годы) // Социология власти. 2021. Т. 33. № 3. С. 254–281.
- 27. Стоюхина Н.Ю. Николай Ефимович Румянцев: “Апостол труда и творчества” // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 69–77.
- 28. Сухарева Г.Е., Осипова З.В. Материалы к изучению корреляций между типами одаренности и конституции на детском материале // Вопросы педологии и детской психоневрологии: сборник статей Государственного Медико-педологического института НКЗ. Вып. 2. Вопросы педологии и детской психонервологии / Под ред. М. Гуревича. М.: Комис. по улучшению жизни детей при ВЦИК и кооп. изд-ва “Жизнь и Знание”, 1925. С. 5–59.
- 29. Титова Т.С., Сафуанов Ф.С. Изучение личности преступника и преступности (исторический экскурс) // Российский психиатрический журнал. 2017. № 1. С. 53–60.
- 30. Челпанов Г.И. Психологический институт имени Л.Г. Щукиной при Московском университете: история, описание устройства, организация занятий. М.: Печ. А.И. Снегиревой, 1914.
- 31. Якунина О.Н. История развития психологической диагностики при эпилепсии // Историческая преемственность в отечественной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонов, Е.Н. Холондович. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019, С. 447–453.