ООНПсихологический журнал Psikhologicheskii zhurnal

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online) 3034-588X

Историко-психологический аспект изучения феномена научного наследия

Код статьи
S0205959225020117-1
DOI
10.31857/S0205959225020117
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 46 / Номер выпуска 2
Страницы
110-115
Аннотация
В данной статье предпринята попытка анализа проблемы изучения феномена научного наследия и преемственности в истории психологии. Интерпретация научного наследия является одной из сложных задач, обусловливающих необходимость профессиональной дискуссии историков психологии. Отмечается важность обсуждения вопроса о критериях научной традиции, определения соотношения понятий “традиция”, “наследие”, “преемственность”, изучения условий возникновения и сохранения научной традиции в истории психологии. Подчеркивается значимость системной научной разработки модели исследования традиций в отечественной психологии. Делается вывод о том, что исследование данной проблемы имеет существенное значение для развития методологии истории психологии не только с позиции осмысления феномена “научные традиции” как предмета исследования, но и с позиции вдохновения научного сообщества к решению значимых методологических вопросов.
Ключевые слова
история психологии научные традиции преемственность новации
Дата публикации
05.11.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
37

Библиография

  1. 1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Изд-во “Азбука”, 2000.
  2. 2. Журавлев А.Л., Костригин А.А. Наукометрический подход в психологии // Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2023. С. 440–458.
  3. 3. Олейник Ю. Н., Журавлев А.Л. Методологические основания изучения персоналий в истории психологии на основе их публикационной активности // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 6. С. 44–53.
  4. 4. Журавлев А.Л., Харламенкова Н.Е., Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Вместо предисловия. Преемственность поколений в разработке актуальных проблем психологии // Психологические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 7–19.
  5. 5. Елисеева И.Н., Олейник Ю.Н. Наукометрический анализ как метод изучения состояния и динамики научного направления (на примере использования категории “индивидуальность” в названиях диссертационных исследований 1992–2018 гг.) // Методология, теория, история психологии личности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 218–233.
  6. 6. История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее: материалы международной конференции по истории психологии, Москва, 01–03 июня 2021 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Ю.В. Ковалева, Ю.Н. Олейник. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2023. 887 c.
  7. 7. История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук: Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию создания Института психологии РАН, Москва, 16–18 ноября 2022 года / Отв. ред. Д.В. Ушаков, А.Л. Журавлев, А.В. Махнач, Н.Е. Харламенкова, А.В. Юревич, И.И. Ветрова. М.: Институт психологии РАН, 2022.
  8. 8. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане, 1784 // Соч. в 6 т. М.: Изд-во “Мысль”, 1966. Т. 6. С. 6–23.
  9. 9. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.
  10. 10. Кондаков И.В. Архитектоника культурного наследия // Культурогенез и культурное наследие. СПб., 2014.
  11. 11. Моргун А.Н. Наукометрическое пространство исследований по истории психологии: приросты и издержки // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 136–146.
  12. 12. Моргун А.Н., Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Тематические направления отечественной истории психологии как внутренние факторы развития отрасли: наукометрический анализ на материале РИНЦ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 1(21). С. 219–251.
  13. 13. Олейник Ю.Н., Елисеева И.Н. Теоретико-методологические и методические основания наукометрических исследований в истории психологии (на примере разработки проблем индивидуальности в отечественной психологии в 1992–2018 гг.) // Психология личности: методология, теория, практика (Методология, теория и история психологии): Сборник статей. М.: Институт психологии РАН, 2024. С. 199–204.
  14. 14. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Часть 1. Состояние и трудности изучения // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 3. С. 5–14.
  15. 15. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Часть 2. Проблемы, подходы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 4. С. 5–15.
  16. 16. Пископпель А.А. Культура. Традиции. Наследие. М.: Изд-во: “Наследие ММК”, 2017.
  17. 17. Развитие российской психологии накануне и после русской революции 1917 года: тенденции, научные школы, персоналии: Сборник статей участников Всероссийской научной конференции с международным участием, Арзамас, 19–21 сентября 2019 года / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Ю.Н. Олейник, Э.В. Тихонова. Арзамас: Общество с ограниченной ответственностью “Интерконтакт”. 2019.
  18. 18. Рубанов В.Г. Философское осмысление научной преемственности // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 315. № 6. С.70–74.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека