ООНПсихологический журнал Psikhologicheskii zhurnal

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online) 3034-588X

Традиции и преемственность психологического познания и знания

Код статьи
S0205959225020141-1
DOI
10.31857/S0205959225020141
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 46 / Номер выпуска 2
Страницы
130-134
Аннотация
Статья подготовлена как отклик на публикацию Ю.Н. Олейника и А.Л. Журавлева “Научные традиции как механизм преемственности психологического познания”. Авторами показано, что понятие традиции используется психологами нередко, однако систематических исследований данного явления пока не проводилось. Работа Ю.Н. Олейника и А.Л. Журавлева, по существу, — первая попытка изменить ситуацию в конструктивном направлении. Наш анализ первичных материалов, содержащихся в обсуждаемой статье, позволил выделить своеобразие преемственности и традиций в качестве компонентов психологического познания. При этом преемственные процессы осуществляются в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, а традиции регулируются принципом антиномичности. Кроме того, есть основания рассматривать традиции как свойство психологического знания. В соответствии с заданным Ю.Н. Олейником и А.Л. Журавлевым в заголовке их работы иерархическим соотношением понятий традиции и преемственности нами предложена модификация рабочего определения традиции, представленного в дискуссируемой статье. Вследствие этого была проведена и некоторая трансформация теоретической схемы выявления традиций Ю.Н. Олейника и А.Л. Журавлева. Представленная на обсуждение работа повышает уровень научной рефлексии заявленной проблематики и создает возможности рефлексивного управления исследовательской деятельностью отечественных психологов.
Ключевые слова
методология психологии история психологии психологическое познание психологическое знание традиции преемственность
Дата публикации
05.11.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
40

Библиография

  1. 1. Историческая преемственность отечественной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. 545 с.
  2. 2. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии: ответ участникам дискуссии // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 1. С. 114–123.
  3. 3. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004. 416 с.
  4. 4. Леонтьев Д.А. Рефлексия как предпосылка самодетерминации // Психология человека в современном мире. Т. 2 / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, И.А. Джидарьян, В.А. Барабанщиков, В.В. Селиванов, Д.В. Ушаков. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 40–49.
  5. 5. Логинова Н.А. Взаимосвязь институциональной и проблемно-тематической преемственности в Петербургской психологической школе // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2023. № 6. С. 15–21.
  6. 6. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Преемственность и новации в развитии Ярославской психологии // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2023. № 6. С. 22–30.
  7. 7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во “АЗЪ”, 1993. 960 с.
  8. 8. Олейник Ю.Н. К вопросу о единице анализа знания и процесса познания в историко-психологических исследованиях // История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук: Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию создания Института психологии РАН, Москва, 16–18 ноября 2022 года / Отв. ред.: Д.В. Ушаков, А.Л. Журавлев, А.В. Махнач, Н.Е. Харламенкова, А.В. Юревич, И.И. Ветрова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2022. С. 152–153.
  9. 9. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Часть 1. Состояние и трудности изучения // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 3. С. 5–24.
  10. 10. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Часть 2. Проблемы, подходы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 4. С. 5–15.
  11. 11. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Методологические основания изучения персоналий в истории психологии на основе их публикационной активности // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 6. С. 44–53.
  12. 12. Олейник Ю.Н., Тихонова Э.В. Состояние и перспективы развития методологии отечественной истории психологии (по материалам семинара “Арзамасские чтения — 5”) // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 6. С. 5–15.
  13. 13. Рубанов В.Г. К вопросу о некоторых типах научной преемственности // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6. С. 52–55.
  14. 14. Южанинова А.Л. Различия в реализации принципа научной преемственности на разных этапах развития отечественной психологии // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2023. № 6. С. 40–44.
  15. 15. Юревич А.В. Вместо введения: Состав и структура психологического знания // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 9–34.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека