Эффективные социально-экономические механизмы повышения занятости женщин на селе
Эффективные социально-экономические механизмы повышения занятости женщин на селе
Аннотация
Код статьи
S020736760007593-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бобаназарова Джамиля  
Аффилиация: Джизакский политехнический институт
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
110-117
Аннотация

В статье рассмотрены пути повышения занятости сельских женщин и предложены меры по стимулированию роста занятости. Изложены рекомендации по усовершенствованию системы обеспечения занятости женщин. 

Ключевые слова
трудовая занятость, занятость женщин, гендерное равенство, трудовые отношения, модель жизненного цикла женщин, социальная активность женщин, социально-экономические механизмы, баланс спроса и предложения
Классификатор
Получено
02.12.2019
Дата публикации
05.12.2019
Всего подписок
87
Всего просмотров
1531
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Как отмечается в литературе, «В результате рыночных реформ, осуществляемых в Узбекистане, происходят кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, в т.ч. в сфере труда и занятости. В этих условиях в Узбекистане большую остроту приобретает проблема занятости женщин, их трудоустройства, т.к. они в силу специфических особенностей, связанных с рождением, воспитанием детей, семейными обязанностями, и следовательно − частыми перерывами в трудовой деятельности имеют более низкой, чем у мужчин, статус на рынке труда. В связи с этим женская проблема занимает одно из центральных мест в социально-экономической политике, проводимой в Узбекистане, которая предусматривает конкретное изменение положения женщин в обществе и семье» [1. С. 86].
2 В республике решаются задачи совершенствования законодательной базы для повышения эффективности трудовой деятельности. Об этом свидетельствуют Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2017 года № ПП-2960 «О мерах по повышению персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти на местах и территориальных органов экономического комплекса за результативность и эффективность проводимой работы по обеспечению занятости населения» [2. С.35-37], Указ № УП-5052 от 24 мая 2017 г. “О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду» [3. С.11-12], постановления Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2017 года “О мерах по повышению персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти на местах и территориальных органов экономического комплекса за результативность и эффективность проводимой работы по обеспечению занятости населения” [4] и от 24 мая 2017 года “О мерах по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития надомного труда” [5].
3 В настоящее время развитие как мировой, так и национальных экономик ведет к повышению внимания к занятости женщин. Обеспечение занятости сельских женщин и сокращение безработицы среди них являются особенно сложными социально-экономическими проблемами. При их исследовании необходимо учитывать не только общие законы рынка труда, но и специфику трудовой занятости женщин. Узбекистан исходит из общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Узбекистан в марте 1992 года стала членом Международной организации труда, был ратифицирован ряд конвенций Международной организации труда, в том числе Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [6].
4 Особое значение имеет Указ Президента Республики Узбекистан, от 2 февраля 2018 №УП-5325 «О мерах по коренному улучшению деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи», предусматривающий повышение общественно-политической и социальной активности женщин, создание условий для реализации их способностей и возможностей в различных отраслях и секторах, обеспечивающий безусловное соблюдение их прав и законных интересов, а также меры по укреплению института семьи. В свете задач обозначенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, ведется работа по трудоустройству женщин, улучшению условий труда, оказанию всесторонней адресной поддержки женщинам, особенно молодым в сельской местности, по привлечению женщин к семейному и частному предпринимательству и ремесленному делу [9,С.5].
5 По данным Международной организации труда, 45,6% женщин мира относятся к числу экономически активных людей, 30,5% семей живут за счет труда женщин, который являются основным источником дохода, в Европе в 60,5% домохозяйств доходы женщин составляют половину или более семейного бюджета. Согласно опросу, проведенному в 142 странах мира, 29,0% женщин заняты на оплачиваемой работе, 41,2% хотели бы заботится о членах семьи и быть занятыми, и только 27,5% женщин не хотяли бы работать [10].
6 Численность постоянного населения Республики Узбекистан на 1 января 2017 года составила 32,1 млн. человек, что на 11,5 млн. или 55,9 % больше чем в 1991 году. Женщины в 1991 году составляли 50,6 %, а в 2017 году − 49,8 %.
7

8 Рис. 1. Уровень изменения общей трудовой занятости, в том числе среди женщин в Республике Узбекистан
9 Источник: рассчитано автором по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
10 Важным элементом планирования семьи, проанализированным американским экономистом Г.Б. Беккером, является выбор между «количеством» детей и их «качеством» (их здоровье, уровень образования и т.д.). Конечно, в определенной степени «качество» и «количество» четко определены, и они взаимосвязаны сложными, нелинейными отношениями. Таким образом, рождение ребенка в семье (разрыв между городской и сельской социальной инфраструктурой, условия труда на рабочем месте) рост цен могут привести к резкому снижению рождаемости [11. С. 321].
11 Нередко рождение ребенка негативно влияет на уровень занятости и временно ограничивает участие женщин на рынке труда и приводит к их переходу в число неактивного населения. Женщины в Узбекистане находятся в декретном отпуске до трехлетнего возраста. Это означает, что женщины могут вернуться в число экономически активного населения как минимум через три года. Поэтому высокий уровень рождаемости в стране является одним из основных факторов, влияющих на занятость женщин. В настоящее время ежегодно в сельских районах рождается в среднем около 500 000 детей, что, в свою очередь, ограничивает активность женщин на рынке труда на определенный период времени. Сравнение показателя рождаемости в Республике Узбекистан со странами Центральной Азии показало следующее: (Рис. 2).
12

13 Рис. 2. Общий уровень рождаемости в странах Центральной Азии (количество детей на каждую женщину)
14 Источник: https: // knoe ma. ru /atlas/ topics/ Демография.
15 В течение 2017 года в Республике Узбекистан число родившихся в сельской местности составило 493,7 тыс. человек, или 99,0 % по сравнению с 1991 годом, а коэффицент рождаемостьи составил 63,7 единиц. За изученный период естественный прирост сельского населения в Узбекистане составил 60,7 % (Рис. 3).
16

17 Рис. 3. Изменение демографических показателей сельского населения Республики Узбекистан
18 Источник: Рассчитано автором на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
19 Число родившихся в сельской местности сокращалось в период с 1991 по 2001 годы, а затем непрерывно увеличивалось. Снижение рождаемости до 2001 года было обусловлено следующими факторами: планирование семьи исходя из экономических возможностей семьи, увеличение брачного возраста, изменение политики в сфере охраны здоровья населения, широкая пропаганда конрацепции для предотвращения нежелательной беременности, увеличение выделяемых семьей финансовых ресурсов для детей, изменение репродуктивных взглядов женщин в сторону уменьшения рождаемости и т. д. Сегодня население страны составляет более 46% от общей численности населения стран Центральной Азии. Несмотря на значительное снижение естественного прироста населения в стране в 2000-2010 гг. по сравнению с 1995 годом и первые годами независимости (по сравнению с 1995 г. в 2000 г. - 73,6% и в 2010 г. - 93,2%), за период 2015-2017 гг. естественный прирост населения составил 9,3 % и 7,3 % соответственно по сравнению с 1995 г. От общего числа рождений в Республике Узбекистан 70,2% приходится на сельское население. Но высокий уровень экономической “неактивности” характерен именно для сельских женщин. Это связано с высоким уровнем рождаемости в сельской местности и относительно менее развитой экономической и социальной инфраструктурой.
20 Поэтому полагаем целесообразным проведение комплексного территориального анализа состояния занятости сельских женщин на основе изучения социально-экономических механизмов координации спроса и предложения женской рабочей силы в сельской местности, а также разработать методологические механизмы обеспечения трудовой занятости.
21 Ключевыми показателями обеспечения участия женщин в сфере общественного труда являются уровень квалификации, профессиональная ориентация, демографические факторы, трудовая миграция, пропаганда занятости, связанной с инновациями. Это социальные механизмы, которые служат реализации в общегосударственной политике занятости.
22 По нашему мнению, исследование занятости женщин в сельской местности предполагает формирование экономической активности женских трудовых ресурсов с точки зрения их роли в обществе, в воспитании детей в семье, участия в получении ими образования и учет многообразных факторов влияния на эту занятость экономической, социальной и инновационной среды.
23 С целью оценки социально-экономических отношений между работодателями и безработными женщинами в отдельных сельских районах Джизакской и Сырдарьинской областей, являющихся малообеспеченными трудовыми ресурсами, были проведены социологические исследования по результатам социологического опроса «Оценка социально-экономических отношений между работодателями и безработными женщинами». Целью исследования были разработка научно обоснованных рекомендаций по увеличению занятости женщин в сельской местности и создание Фонда социологической информации.
24 Оценивалось социальное положение трудоспособных занятых и неработающих женщин и их желания изменить рабочее место. Работодатели получили возможность выяснить условия и требования женщин по вопросам найма, желание наемного работника освоить новые профессии, их пожелания изменить место работы для повышения трудовых доходов и т.д.
25 Большинство женщин занято на предприятиях сельскохозяйственного производства (46,5%), меньшее количество работают в перерабатывающей промышленности (21,7%), в сфере оказания услуг (19,9%). Согласно результатам опроса, 32,7% женщин стали безработными в связи с ликвидацией обанкротившихся предприятий, 21,3 % − из-за сокращение должностей, 20,4 % − из-за низкой заработной платы, 17,4 % − вследствие несоответствия уровня квалификации условиям производства, 12,8 % − из-за несогласия с руководством и 13,1 % − по другим причинам.
26 Большинство респондентов хотели бы перейти в сектор услуг (46,5%) и частный сектор (29,8%), чтобы увеличить свои трудовые доходы. По их признанию, для улучшения социально-экономических отношений между работодателями и наёмными работниками необходимо принять следующие меры: льготы на занятие рабочих мест (19,7%), создание условий для высокоэффективной работы (16,5% ), своевременное создание новых рабочих мест (14,2%), своевременное заключение трудовых договоров (10,2%), надлежащее вознаграждение (11,5%), создание хороших условий труда и отдыха (12,4%), создание условий для повышения квалификации и овладения новой профессией (11,5 %), установление крепких связей с работодателями (5,7%).
27 Большинство респондентов (73,5%) считают, что при реализации политики занятости необходимо развивать сельскую социальную инфраструктуру, 19,8% респондентов считают, что желательно постепенно снижать уровень занятости в сельскохозяйственном секторе, а 6,7% затруднились ответить на этот вопрос. Они выразили надежду, что в дальнейшем при совершенствовании государственной политики в сфере занятости и повышения эффективности работы органов труда, будет уделяться особое внимание соблюдению гендерного равенства в решении существующих проблем, и при обеспечении занятости женщин будет придаваться особое значение не только количеству, но и качеству рабочих мест.
28 Также они выразили уверенность в реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах: повышение эффективности работы государственных органов по обеспечению занятости населения, создание благоприятных условий для привлечения к трудовой деятельности, стимулирование деятельности субъектов предпринимательства, создающих новые рабочие места, налаживание условий для инновационной трудовой деятельности.
29 Современные теории занятости населения − модели равновесия, занятость на контрактной основе, институциональные направления, концепции гибкой занятости и т.д., а также накопленный практический мировой опыт в области трудовых отношений − являются основой для широких возможностей применения в Узбекистане.
30 По результатам исследования мы предлагаем методологию социально-экономических механизмов повышения трудовой занятости сельских женщин. Эта методология соответствует современным требованиям прогнозирования спроса и предложения женской рабочей силы и предлагает способы изучения динамики предложения и спроса на женскую рабочую силу в ближайшем будущем. В нем будущие перспективные тенденций исследуются с помощью следующих механизмов: постановка целей, основные задачи, проблемы и критерии, определение перспективных значений основных макроэкономических показателей развития сельских районов, исследование перспективных возможностей трудовой занятости женщин и определение перспектив развития занятости женщин в секторе оказания услуг. На основе предложенной методики разработаны перспективные направления эффективности социально-экономических механизмов занятости сельских женщин. Стратегическая концепция повышения эффективности социально-экономических механизмов занятости женщин предлагается в качестве одного из ключевых элементов механизма обеспечения занятости среди женщин, оно изучено как связующее звено между программами и планами, предложены её основное содержание, состав и направления, механизмы реализации.
31 Эта стратегическая концепция должна быть разработана и реализована с учетом принципов «узбекской модели» экономических реформ в стране и Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. Желательно в Стратегической концепции предусмотреть создание национальной целевой программы по поддержке занятости женщин, разработку на государственном и региональном уровнях перспективных областей занятости для женщин, создание квотируемых рабочих мест, а также, целесообразно учитывать креативность сотрудника, его инициативность, активность, ответственность, умение работать в команде, гибкость, мобильность и психологическую устойчивость.
32 Как отметил Президент Республики Узбекистан в своем обращении к Олий Мажлису, мировой опыт показывает, что те, государства, которые проводили активную инвестиционную политику, достигли устойчивого роста своей экономики. Поэтому можно назвать инвестиции движущей силой, драйвером экономики, или, по-узбекски, её сердцем. Вместе с инвестициями в различные отрасли и сектора, и регионы должны приходить новые технологии, передовой опыт, высококвалифицированные специалисты, должно стремительно развиваться предпринимательство. На 2019 год планировалось освоить инвестиций почти на 138 триллионов сумов из различных источников, что на 16% чем в 2018 году, увеличивать почти в 1,5 раза прямые иностранные инвестиции, ввести в строй 142 современных предприятия [12].
33 Необходимо больше уделять внимание повышению профессионально-квалификационных навыков, знаний в сфере предпринимательства, развивая учреждения по профессиональной подготовке, обучающие сельских женщин основам предпринимательства. В Республике Узбекистан создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательства, который может быть гарантом по кредитам коммерческих банков до 50% суммы кредита (если сумма кредита не превышает 500 000 долларов США) или по кредитам в эквивалентном ему объеме. Необходимо содействовать сельским женщинам, занимающимся малым бизнесом и частным предпринимательством, совершенствовать соответствующие рекомендации по использованию средств этого Фонда.
34 Предлагается реализовать следующие практические рекомендации для обеспечения эффективного трудоустройства женщин:
  • создать систему государственного заказа для обучения и переподготовки женщин, способных работать в инновационных и приоритетных областях;
  • расширить современные виды самозанятости, основанных на широком развитии предпринимательской деятельности;
  • содействовать инновационной занятости, которая обеспечивает высокую производительность труда и повышение доходов работников;
  • совершенствовать занятость сельских женщин в приоритетных направлениях общественно полезного труда путем создания сбалансированных элементов социальной инфраструктуры;
  • увеличивать спрос на женскую рабочую силу путем создания новых рабочих мест, не связанных с сельским хозяйством, на основе отечественных и иностранных инвестиций.

Библиография

1. Ж.Х. Бобаназарова, Н.И.Саидахмедова. Социологическая оценка взаимосвязи общественного развития и безработицы женщин // Молодой учёный -Казан.: ООО «Издательство Молодой ученый». 2016. 7.2. С. 86.

2. Сборник законодательных актов Республики Узбекистан. 2017 г. № 19 (779). С. 35-37.

3. Сборник законодательных актов Республики Узбекистан. 2017 г. № 21(781). С. 11-12.

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2017 года “О мерах по повышению персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти на местах и территориальных органов экономического комплекса за результативность и эффективность проводимой работы по обеспечению занятости населения”. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года “О мерах по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития надомного труда” // www.lex.uz. Законадательные акты Республики Узбекистан № 28(788) 2017 г. С.130.

6. Uchebnikirus com. Soziologias, pravovi.

7. Deklaracion programade accion de Viena. www. ohchr.org. ONCR 20.

8. Совершенствование организационно-правовых основ защиты прав женщин в Узбекистане // Ташкент.: «Mega Basim», 2008. С. 5.

9. Указ Президента Республики Узбекистан, от 2 февраля 2018 № УП-5325 «О мерах по коренному улучшению деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи». Lex.uz. docs.

10. Towards a better future for women and work: Voices of women and men. MOT Preventing Discrimination, Exploitation and Abuse of Women Migrant Workers: An Information Guide, 2017. DOI: http://dx. doi.org/10.1017/S1365100500656].

11. Беккер Г. С. Семья //Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмена // М.: Инфра. 2004. С. 321. ISBN 5-16-001750-X.

12. Обращение Президента Республики Узбекистан к Олий Мажлису о наиболее приоритетных задачах на 2019 г., http:// www Lex.uz.

13. https: // knoe ma. ru /atlas/ topics/ Демография.

14. http://www.stat.uz - Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

15. http://www.ilo.org – Официальный сайт Международной организации труда.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести