- PII
- S032150750015269-7-1
- DOI
- 10.31857/S032150750015269-7
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 6
- Pages
- 57-61
- Abstract
The article focuses on the discussion concerning a possibility to proclaim the Pakistan-based Nankana Sahib gurdwara a Sikh takht (throne), i.e. a place of paramount spiritual and temporal importance for all Sikhs. Currently, there are five takhs in India - three in Punjab, one in Bihar and one in Maharashtra.
In 2018, on the eve of Guru Nanak’s 550th birthday anniversary, Shiromani Akali Dal Delhi president Paramjit Singh Sarna came up with a proposal to give a special status to Guru Nanak’s birthplace, which remained in Pakistan after the 1947 partition. Since then the Nankana Saheb has almost been inaccessible to Indian Sikhs.
Sarna’s suggestion triggered a new round of debates on the necessity and legitimacy of such a decision. It also boosted a long-standing dispute on Sikh leaders’ powers and authority and on the practical significance of sacred places in Sikhism. Gurdwaras represent sites of historical memory and spiritual unity of Guru Nanak’s followers providing “a focus for genuine personal devotion and for a continuing loyalty to traditional forms; and at the same time [they] serve as an arena for disruptive political strife” (McLeod). As of today, the prospect of making the Nankana Saheb a sixth takht seems vague owing to a strong opposition of current Sikh authorities in India. On the other hand, it cannot be ruled out that this idea could be favored by the Sikh community against the background of attacks on the Sikh shrines in Pakistan and Afghanistan and the recent launching of the Kartarpur corridor.
- Keywords
- India, Pakistan, Punjab, Sikhism, gurdwara, Nankana Sahib
- Date of publication
- 11.06.2021
- Year of publication
- 2021
- Number of purchasers
- 17
- Views
- 2420
ВВЕДЕНИЕ
Сикхи - последователи учения средневекового поэта-мистика и мыслителя гуру Нанака (1469-1539) - испытывают особые чувства по отношению к пяти городам, где находятся т.н. тахты - «троны», т.е. особо значимые храмы-гурдвары, в которых могут издаваться указы, обязательные для исполнения всей сикхской общиной. Сегодня в Индии насчитывается 5 таких такхтов - три из них расположены в штате Панджаб1, по одному - в Бихаре и Махараштре. Все они вкупе с проводящимися там собраниями членов общины олицетворяют светскую власть в сикхизме.
В 2018 г., в преддверии празднования знаменательной даты - 550-летия гуру Нанака - один из лидеров сикхской общины Дели, Парамджит Сингх Сарна, предложил возвести в статус тахта известнейший храм Нанкана-сахеб2, построенный в месте рождения Нанака. После раздела Индии в 1947 г. эта святыня, как и ряд других знаковых для сикхов мест, оказалась на территории Пакистана, поэтому индийские сикхи не имеют практически никакого доступа к ней.
Предложение Сарны положило начало новым дебатам о целесообразности и правомерности принятия такого решения по гурдваре Нанкана-сахеб и тем самым оживило давнюю дискуссию о полномочиях лидеров сикхской общины и о практической значимости культовых мест сикхизма. Как известно, гурдвары являются «локусами исторической памяти» [2, pp. 221-251] и центрами духовного единения последователей гуру Нанака, будучи «ориентирами для искреннего личного служения и сохранения приверженности традиционным формам; но в то же время они служат ареной для деструктивной политической борьбы» [3, p. 58].
ОТ АМРИТСАРА ДО НАНДЕДА: ТАХТЫ В ИСТОРИИ СИКХИЗМА
Главным среди 5 «тронов» является Акал-тахт (Трон Вечного [бога]) в панджабском городе Амритсар. Он был объявлен тахтом в 1606 г. вскоре после мученической смерти пятого сикхского гуру - Арджуна (1563-1606), привнесшего в сикхизм много нового.
Комплекс Золотого храма (Дарбар-сахеб), г. Амритсар, Индия. Фото автора.
Арджун завершил строительство комплекса Дарбар-сахеб (Двор Всевышнего), частью которого является Золотой храм (Хармандар) в Амритсаре; при нем же была составлена Ади-грантх («Изначальная книга») - священный текст, в который вошли гимны пяти первых сикхских гуру, включая самого Арджуна3. Его сын и преемник - 6-й гуру Харгобинд (1595-1644) - велел выстроить Акал-тахт напротив Золотого храма, который - как место собрания общинников - и стал высшим воплощением светской власти в сикхизме.
Первые указы были изданы гуру Харгобиндом в Амритсаре. Акал-тахт и сегодня остается тем местом, откуда исходят наиболее важные для всей сикхской общины постановления, вынесенные высшими сикхскими авторитетами. После обсуждения текста указа главами пяти тахтов его зачитывают с балкона Акал-тахта.
История четырех других тахтов (Патна-сахеб, Кешгарх-сахеб, Дамдама-сахеб и Хузур-сахеб) связана с жизнью и деяниями десятого сикхского гуру Гобинда Сингха (1666-1708). В Патне (Бихар) он родился и провел детские годы, и потому многие сикхи считают гурдвару Патна-сахеб вторым по значимости «троном» - после амритсарского.
Кешгарх (Анандпур) в Панджабе был местом, где жили два сикхских гуру. Гуру Тегх Бахадур (1621-1675) поселился в небольшой деревушке, назвав ее в честь матери - Чакк Нанаки, но после его казни моголами в 1675 г. она была переименована в Анандпур - «Обитель блаженства». Трагическая кончина гуру подтолкнула консолидацию общины вокруг его сына - Гобинда Сингха. Анандпур стал быстро расти и превратился в город; именно там в 1699 г. Гобинд Сингх провозгласил создание халсы - сикхского вооруженного братства, которому впоследствии, перед кончиной, передал свои полномочия.
Жизненный путь Гобинда Сингха завершился в Нандеде (Махараштра). Спустя столетие с лишним на месте его кремации по приказу панджабского правителя Ранджита Сингха (пр. 1799-1839) был сооружен храм, получивший название Хузур-сахеб.
Трудно установить, когда именно храмы в Патне, Анандпуре и Нандеде получили статус тахтов, но именно в таком качестве они упоминаются в разных источниках XVIII-XIX вв. В отличие от Акал-тахта, провозглашенного «троном» в эпоху 10-ти гуру, они обрели высокий статус позже, что также объясняет их второстепенность по отношению к Амритсару. Очевидно и то, что выделение их в качестве сикхских «тронов» отражало важнейшие этапы истории сикхизма.
Храм Дамдама-сахеб в Талванди-Сабо (Панджаб), где, как считается, в 1706 г. по указанию Гобинда Сингха была завершена компоновка текста Гуру-грантх, был объявлена 5-м «троном» лишь в ХХ столетии.
В 1960 г. сикхским Комитетом по управлению гурдварами (КУГ, Shiromani Gurdwara Parbandhak Committee) была создана специальная комиссия, которая представила по итогам работы 180-страничное заключение, обосновывавшее значимость Дамдама-сахеб в исторической традиции сикхизма, и 18 ноября 1966 г., незадолго до 300-летия со дня рождения Гобинда Сингха, которое широко праздновалось сикхами в декабре того же года, решением КУГ этот храм получил статус тахта [6, p. 363].
В действиях КУГ была очевидна политическая составляющая: обсуждение вопроса и работа комиссии шли на фоне мощного движения за административно-территориальное преобразование штата Панджаб и выделение из него хиндиязычной Харианы4. Соответствующая резолюция КУГ появилась буквально через пару месяцев после принятия решения о разделе штата, по сути, «продавленного» сикхскими авторитетами; тем самым была подведена символическая черта в их противостоянии с центральными властями страны по религиозно-территориальному вопросу.
Однако постановление по поводу 5-го «трона» оказалось неоднозначно воспринятым в сикхской среде. Так, известный сикхский философ, теолог, авторитетный политик и писатель Капур Сингх (1909-1986) негативно отнесся к нему, отметив, что такое решение может подтолкнуть сикхское сообщество к созданию новых и новых «тронов»; тем более что один из основных аргументов - «здесь некоторое время находился/жил десятый гуру» - можно применить к разным местам, причем, не только в Панджабе5.
Как бы то ни было, понятие панджа-тахт (букв. «пятитроние») стало активно использоваться сикхами с конца 1960-х гг., а в апреле 1999 г., когда праздновалось 300-летие создания халсы - сикхского вооруженного братства, решение КУГ о признании Дамдама-сахеб 5-м «троном» было официально поддержано индийскими властями.
НАНКАНА-САХЕБ: «ТРОН» ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИНДИИ?
Предложение о возведении гурдвары Нанкана-сахеб в статус 6-го тахта, высказанное в 2018 г. Парамджитом Сингхом Сарной - президентом делийского отделения сикхской партии Акали дал, в прошлом - главой Делийского комитета по управлению гурдварами, не могло остаться незамеченным.
«Пикантность» проблемы обуславливалась местоположением святыни: после 1947 г. она, как и ряд других исторических храмов-гурдвар, находилась вне доступа индийских сикхов, которым разрешалось посещать ее лишь несколько раз в год в составе паломнических групп по согласованию с пакистанскими властями. К тому же все расположенные в Пакистане гурдвары находятся не под контролем сикхской общины страны6, а в ведении пакистанского Совета по управлению имуществом переселенцев (Evacuee Trust Property Board), поэтому ни о какой самостоятельности потенциального «трона» в издании каких-либо указов и предписаний речи идти не могло.
Однако с начала 2000-х гг. Делийский комитет по управлению гурдварами стал регулярно поднимать вопрос о «придании статуса Ватикана» храму Нанкана-сахеб [8], и возвращение к этому сюжету в преддверии празднования 550-летия гуру Нанака имело особый резонанс.
Реакция сикхов на слова Сарны - как в Индии, так и за ее пределами - продемонстрировала сложность и запутанность отношений между организациями, которые контролируют сикхские храмы в Индии и распоряжаются их доходами. К ним относятся, прежде всего, вышеупомянутый КУГ (его возглавляет главный министр штата Панджаб), в сферу ответственности которого входят гурдвары штатов Панджаб, Хариана, Химачал-Прадеш и территории союзного подчинения Чандигарх, и Делийский комитет по управлению гурдварами.
Последний, несмотря на противодействие КУГ, был создан в 1971 г.: КУГ никогда не скрывал своего стремления держать под контролем максимальное количество сикхских храмов, прежде всего, исторических, а в Дели таких гурдвар немало7, причем из них, как минимум, 10 относятся к наиболее известным, посещаемым и, соответственно, прибыльным, и вопрос управления ими подразумевает прежде всего возможность распоряжаться их колоссальными финансовыми ресурсами.
Общая аргументация выступавших против придания статуса тахта пакистанской гурдваре сводилась к следующему. Комментируя выступление Парамджита Сингха Сарны, один из руководителей подконтрольного КУГ Акал-тахта Харприт Сингх заявил, что своими рассуждениями о 6-м «троне» Сарна и иже с ним необоснованно «умаляют идею панч-пардхани [значение символа «5»8] в сикхизме»9. Аналогичное соображение про панч-пардхани высказал и Балджит Сингх Дадувал, один из лидеров Дамдама-сахеб, отметив также, что «тахт - это место, где издавались указы [сикхских] гуру, а из гурдвары Нанкана-сахеб никогда ни один указ не был провозглашен»10.
9. The Times of India. 25.11.2018.
10. Ibidem.
Такого же мнения придерживался и президент Делийского комитета по управлению гурдварами Манджит Сингх, утверждая, что «если бы основатель Акал-тахта шестой гуру Харгобинд посчитал необходимым, он сам и провозгласил бы Нанкана-сахеб тахтом»11. Он констатировал, что заявление Сарны есть не что иное, как стремление вбить клин между сикхами вообще и тахтами, в частности, по очередному «очень чувствительному вопросу».
Эти и другие аналогичные заявления как косвенно, так и напрямую свидетельствовали о существенных разногласиях между пятью сикхскими тронами, главным образом касавшихся соблюдения сикхских традиций, поскольку главы тахтов по-разному трактуют некоторые из них. Кроме того, глав комитетов по управлению гурдварами Дели и Панджаба беспокоила возможность перехода религиозного спора в политический: идею. Парамджита Сарну поддержала партия Широмани акали-дал (Дели), отколовшаяся в 1999 г. от Акали-дал (главного политического представителя сикхов с момента создания партии в 1920 г.) и имеющая поддержку Индийского национального конгресса (ИНК) - основного конкурента Акали-дал в Панджабе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При всем резонансе, вызванном спором по поводу Нанкана-сахеб, перспектива обретения этим храмом статуса тахта представляется малореальной, поскольку сегодня идея 6-го «трона» вызывает мощное противодействие со стороны большинства сикхских авторитетов в Индии, и их аргументы, прежде всего в связи с панч-пардхани, позитивно воспринимаются членами общины.
История гурдвары Дамдама-сахеб также показательна: несмотря на положительное отношение большинства сикхских лидеров к признанию ее тахтом в 1960-х гг., процедура организационно оказалась достаточно сложной и требовавшей серьезного документального обоснования.
С другой стороны, у идеи 6-го тахта есть немало сторонников не только в Индии, но и в Пакистане, а также в многочисленной панджабско-сикхской диаспоре.
Следует учитывать и то, что в ноябре 2019 г. был открыт паломнический Картарпурский коридор, позволяющий индийским сикхам посещать историческую гурдвару Картарпур-сахеб на территории Пакистана без визы12. Резонансный паломнический проект был приостановлен в марте 2020 г. из-за пандемии COVID-19, но вполне вероятно, что с его возобновлением после открытия границ у сикхов начнет формироваться ощущение принадлежности этого храма Индии. И на таком фоне нельзя исключить, что мысль о провозглашении пакистанской гурдвары тахтом будет благосклонно восприниматься все большим количеством членов сикхской общины.
Кроме того, в последние годы в Пакистане и Афганистане произошло несколько терактов, направленных против последователей Нанака и их храмов13, причем буквально спустя пару месяцев после открытия Картарпурского коридора, в начале января 2020 г., в Пакистане атаке подверглась гурдвара Нанкана-сахеб14. Резонансные события подобного рода отчасти настраивают общественное мнение в пользу провозглашения 6-го «трона».
14. The Times of India. 04.01.2020.
В любом случае, дискуссия о возможности принятия новых решений, касающихся сикхских тахтов, в последние годы получила дополнительный импульс, подтверждая, что исторические храмы продолжают оставаться полем для дискуссий и споров как по идеологическим, так и сугубо утилитарным вопросам.
References
- 1. Jacobsen K.A., Mann G.S., Myrvold K., Nesbitt E. (eds). Brill's Encyclopedia of Sikhism. Vol. 1. Leiden - Boston, Brill. 2017, p. 113.
- 2. Pinkney A.M. What are Sikhs doing at “Historical Gurdwaras” If they’re not on pilgrimage? Saints, Dust, and Memorial Presence at Sikh Religious Places. Religious Journeys in India: Pilgrims, Tourists, and Travelers (ed. by Pinkney A.M. and John Whalen-Bridge). SUNY Press, New York, pp. 221-251..
- 3. McLeod W.H. The Evolution of the Sikh Community. Oxford University Press, New Delhi, 2006, p. 58.
- 4. Mann G.S. The Making of Sikh Scripture. Oxford University Press, New Delhi, 2001, pp. 3-136.
- 5. Singh P. The Guru Granth Sahib: Canon, Meaning and Authority. Oxford University Press, New Delhi, 2000.
- 6. Bajwa K.S. 2014. Takhat Sri Damdama Sahib’s Establishment and Role in Sikh History. Sikh Formations. V. 10. № 3, p. 363.
- 7. Belskiy A.G., Furman D.E. 1992. Sikhs and Hindus: Religion, Politics, Terrorism. Moscow. (In Russ.)
- 8. Banse A.S. Vatican Status for Nankana-Sahib. https://www.sikh24.com/2017/09/05/vatican-status-for-nankana-sahib/#.X5iAt XtR3Dc (accessed 22.01.2021)
- 9. BochkovskayaA.V. 2020. Road to Kartarpur: “Faith-based diplomacy” in India-Pakistan relations. Azia i Afrika segodnya. № 3. (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750008727-1