RAS Social SciencePsikhologicheskii zhurnal

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online)3034-588X

E.N. Marasinova. «Zakon» i «grazhdanin» v Rossii vtoroy poloviny XVIII veka: Ocherki istorii obshchestvennogo soznaniya

PII
S086956870000143-8-1
DOI
10.31857/S086956870000143-8
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 4
Pages
188-192
Abstract

  

Keywords
Date of publication
03.10.2018
Number of purchasers
10
Views
2865

Новая книга доктора исторических наук ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Елены Нигметовны Марасиновой продолжает начатое в двух предыдущих монографиях автора1 исследование проблемы «Власть. Общество. Личность». В новейшей историографии вектор в изучении государственной власти сместился с восприятия последней как категории институциональной на её характеристику как категории символической. В центре внимания исследователей оказался процесс формирования и трансформации идей и символов власти, а также сценарии их репрезентации и конкретные формы воплощения в сознании подданных2 . В рецензируемой монографии символический облик власти рассматривается сквозь призму идей государственной доктрины самодержавия, их репрезентации, механизма воздействия на сознание людей и манипуляции им посредством политической терминологии и символики, т.е. через словесное и визуальное воздействие лексических и знаковых средств.

1 Марасинова Е.Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века. (По материалам переписки). М., 1999; Марасинова Е. Н. Власть и личность: очерки русской истории XVIII века. М., 2008. 2 Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1. М., 2004; Образы власти на Западе, в Византии и на Руси. Средние века. Новое время. Вып. 8. М., 2008. 

Стремление образованной части общества XVIII в. к более глубокому и адекватному восприятию смысла тех или иных понятий, отмечаемое автором во введении, созвучно современной ситуации в исторической научной среде. В новейших исследованиях обращается внимание на соотнесение понятийного аппарата научных исследований с социально-политической терминологией исторической эпохи, на процесс формирования политического языка и влияния на него европейских политических понятий3 . И в этом плане рецензируемая книга отражает современные тенденции развития исторической науки.

3 Из новейшей литературы см.: Бугров К.Д., Киселёв М.А. Естественное право и добродетель. Интеграция европейского влияния в российскую политическую культуру XVIII века. Екатеринбург, 2016.

Во Введении автор сосредоточилась на демонстрации главных тенденций в разработке на европейском и российском материале актуального направления в изучении обществ прошлого через «Историю понятий» и методов Концептуальной истории (Begriffsgeschichte или History of Concept). Опираясь на них и соединяя анализ политического языка эпохи и содержания того или иного термина в русском, немецком и французском языках с обстоятельствами его «бытования», с исследованием социальных практик, с ним связанных, автор стремится к обретению нового знания о характере взаимоотношений власти и личности в России второй половины XVIII в. Отталкиваясь от историографической ситуации понимания тех или иных элементов политической системы России и употребляемых для их обозначения терминов, Е.Н. Марасинова намечает перспективы дальнейшей разработки предметной области исследования и предлагает рассмотреть содержание ряда терминов и понятий. Например, в вопросе о так называемой неограниченной законодательной власти автор исследует способность власти через законодательство обеспечить социальный контроль над политическими настроениями подданных, а также проследить восприятие понятия «закона» в обществе. В ракурсе практического применения в монографии обращается внимание на смысл аутентичных эпохе дефиниций политического и сословного строя России XVIII в.: закон, подданный, гражданин, указ, обычай, самодержавие, самовластие, просвещённый монарх, чин, класс, сословие, холоп, раб, монарх, государь, нация, общество. Выбор таких понятий, как «закон», «подданный», «гражданин», для лексического и социального анализа не случаен. Именно они в эпоху Просвещения являлись своеобразной сцепкой между властью, обществом и личностью и, согласно видению автора, проникновение в заключённый в них смысл позволяет раскрыть механизм воздействия престола на сознание поданных, способы репрезентации власти присущих ей идей и повседневные практики, ценностные приоритеты различных социальных групп.

Исследовательская задача и ориентация на аналитические приёмы Begriffsgeschichte определили необходимость привлечения разнообразных по характеру источников, в своей совокупности позволяющих более точно раскрыть содержание важнейших терминов русского политического языка XVIII в. В их числе законодательные акты, подготовительные к ним документы и нереализованные проекты; произведения официальной публицистики и памятники общественной мысли; источники личного про- исхождения – дневники, переписка, мемуары, прошения, а также художественная литература и словари изучаемого времени. В результате скрупулёзного анализа различных по назначению и видовой принадлежности источников автору удалось не только раскрыть позицию и идеологию власти, её представление об обществе, но и увидеть социальные практики употребления различных терминов на индивидуальном уровне.

Благодаря детальной характеристике источниковой базы (раздел «Текст и реальность») читатель получает ясное представление не только о специфике и возможностях тех или иных групп источников, но и отчётливо видит огромный массив привлекаемых материалов, всю систему и принципы источниковедческих разысканий автора. Особенно детально они представлены на примере законодательных документов, опубликованных в Полном собрании законов Российской империи (ПСЗ). На их основе автор раскрывает читателю свой замысел и направления его реализации, выделяя приоритетные тематические группы и воспроизводя в подстрочнике содержание входящих в каждую группу документов, привлечённых в работе. Остается только пожалеть, что полный перечень законодательных актов, как опубликованных в ПСЗ, так и не вошедших в это издание, но выявленных автором в собраниях гражданской печати ряда библиотек и структурированных ею в тематические группы, не вошёл в состав Приложений к монографии. В этом случае в дальнейшем он мог бы стать основой для комплексной реконструкции нормативной базы правовой культуры и политического языка российской власти и общества XVIII в. Опыт создания таких тематических путеводителей по ПСЗ уже имеется4.

4 Таможенное дело в актах законодательства (1649–1825). Путеводитель по Собранию Первому Полного собрания законов Российской империи: справочное издание / Сост. В.Г. Балковая, А.Ю. Попович. Владивосток, 2016; Таможенное дело в актах законодательства (1825–1881). Путеводитель по Собранию Второму Полного собрания законов Российской империи: справочное издание / Сост. Г.С. Аникеенко и др.; Под ред. В.Г. Балковой. Владивосток, 2017.

Ракурс исследования, круг источников, приёмы и методы анализа определили тематику разделов книги и организацию текста внутри них. Стремясь раскрыть содержание понятий «Закон Божий» и «Закон государственный» в политическом языке XVIII в. (глава I), автор обращается к рассмотрению ряда законодательных актов и конкретных эпизодов политической жизни, позволяющих понять соотношение веры и правоâîго сознания в идеологии власти, в судебной и повседневной практике. В центре внимания оказался вопрос о вы- несении смертного приговора в период действия моратория на «наказание смертью» при Елизавете Петровне, а также вопрос о применении, идейном обосновании и сценарии осуществления смертной казни в царствование Екатерины II. В связи с этим в монографии рассмотрены обстоятельства и мотивы клятвенного обещания, данного Елизаветой Петровной в ночь переворота, в случае занятия престола никого не казнить, и практическая составляющая этого обещания, воплотившего всесилие воли самодержавной правительницы, ставшей законом; история появления понятия «политическая смерть», его трактовка правовым сознанием XVIII столетия и причины, по мнению Марасиновой, ошибочности отождествления моратория на смертную казнь в царствование Елизаветы Петровны с политической смертью. Прослеживая смыслы, вкладываемые законодательной властью в такие термины, как «политическая смерть – шельмование – политическая казнь», исследовательница показывает, как под влиянием судебной практики и реалий жизни происходило смягчение жёсткого требования остракизма для лица, подвергшегося шельмованию.

В царствование Екатерины II, по замечанию автора, проблема смертной казни перестала находиться в плоскости отношений императрицы и «её Бога», как это было в период действия моратория при Елизавете Петровне. На примере делà подпоручика В. Мировича, убийства архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского) в ходе Чумного бунта в Москве в 1771 г. и пугачёвщины, закончившихся разными видами смертной казни, показано, как в это время выстраивался диалог власти с подданными. Приведение всех смертных приговоров в исполнение сопровождалось единым по мотивации, аргументам и способам репрезентации образа императрицы сценарием, а Священное Писание, обосновывая правомерность судебных решений, обеспечивало законность высшей меры наказания.

Последним сюжетом главы I стало публичное церковное покаяние, восходящее к древнему христианскому ритуалу, не имевшему традиции в русском православии. Частично реанимированное Воинским уставом 1716 г., публичное церковное покаяние, по замечанию Марасиновой, использовалось Екатериной II для «ма- нипуляции сознанием подданных» во имя «государственного успеха» (с. 182–183). Подобно сценарию политической смерти елизаветинского царствования действо публичного покаяния прописывалось и режиссировалось верховной властью. Лейтмотивом обоих сценариев была идея всемогущества и милосердия венценосной правительницы, уподобляемой в этих качествах Всевышнему.

В главе II («Закон»), посвящённой характеристике разнообразных видов законодательных документов и раскрытию высшего смысла закона, автор обращается к рассмотрению написанной Екатериной II в 1787 г., но не ставшей законом записки под названием «О преимуществе Императорского величества» (с. 217–219, Приложения, с. 418–423). В ней с предельной чёткостью изложено видение императрицей преимущества самодержавного правления. С точки зрения Екатерины II, самодержавие с просвещённым монархом, располагающим неограниченной властью и государственными законами, являлось гарантом целости империи, безопасности её и каждого подданного (с. 218). В этом собственно и состоял высший смысл закона. На протяжении XVIII в. шёл процесс постепенной регламентации устных распоряжений монарха и вписывания их в законодательное пространство. Тем самым, по словам Марасиновой, «формировалось представление о законе как о воле государя, соответствующим образом зафиксированной и оформленной» (с. 222).

Правда, порой закреплённое в правовом сознании представление о законе выражалось в нежелательном для власти виде. Автор приводит интересные факты распространения среди «простого народа» подложных высочайших грамот и обращения работных людей и крестьян к вымышленным законам в прошениях и челобитных. Елена Нигметовна справедливо подчёркивает, что они свидетельствовали «об укреплении веры в возможность правовой защиты», но в то же время «о крайне скудном знании содержания законодательной деятельности власти, которая обрастала слухами и до- мыслами» (с. 235–236). В сочинении подложных указов проявлялись «наивные упования на закон». Как представляется, вряд ли стоит апелляцию населения к правовым нормам определять словом «наивные». Наивными были расчёты на возможность введения власти в заблуждение ссылками на не существующие или вымышленные законы. В этом действительно сказывалось слабое понимание «содержания законодательной деятельности власти». Сила же действующих указов, разумеется, не вызывала сомнений, ассоциировалась с высшей государственной волей и вполне соответствовала стремлению самой власти. Верой в силу закона как раз и объяснялись попытки выдать желаемое за действительное с помощью вымышленных государственных установлений. Кстати, нередко челобитные, составленные от имени крестьян, посадских людей и других низших сло ̧в населения, демонстрируют хорошее знание законодательства в вопросах, непосредственно касающихся их интересов. В этом плане правовое сознание и правовое мышление, свойственные различным социальным группам, ещё нуждаются в дальнейшем изучении.

Принципиальное значение для понимания содержания правовой политики власти царствования Екатерины II и всей концепции книги имеет раздел, озаглавленный «“Здравый смысл” и “предписания естества”». Уже давно признано, что многочисленные упоминания Петра I об ориентации при проведении реформ на шведские законодательные установления и обилие иностранных терминов и слов в нормативных документах не должны сбивать с толку исследователей при оценке реального содержания и смысла созданных великим реформатором институтов и учреждений. Бумаги Кабинета Екатерины II также были наполнены выписками и копиями европейских законодательных актов, а в вышедших из-под пера императрицы установлениях было немало терминологических и даже смысловых заимствований. Однако, по справедливому замечанию Марасиновой, это не означало «готовности российской власти жить в соответствии с правовым и кодификационным опытом соседей» (с. 269). Как, впрочем, добавим, и не исключало такой возможности. Не приходится спорить с тем, что основной принцип российского законотворчества состоял в ориентации на потребности государственного развития, разумеется, в соответствии с представлениями венценосной особы и её «законоискусников» (с. 270). Екатерина II, политическая элита и просвещённая часть дворянства были хорошо знакомы с правовой и философской литературой своей эпохи. Из неё черпались идеи государственного устройства. Однако их претворение с помощью законодательных установлений, по словам самой российской императрицы, основывалось на собственных «нравах жизни».

Тщательно продуманную политику, проводимую при Екатерине II по отношению к знати, автор монографии противопоставляет разрушению «всякого диалога, даже умозрительного и показательного, с большей частью населения» (с. 277). В подтверждение этого наблюдения приводится ссылка на указ «о неподавании прошений Ее Императорскому Величеству, минуя надлежащие присутственные места». Именно он, полагает исследовательница, «наглядно демонстрировал рост недосягаемости императорской власти». В том, что императорская власть при Екатерине II поднялась на недосягаемую высоту, сомнений не возникает. Однако думается, что смысл этого указа в другом. Он вполне вписывался в процесс бюрократизации административной системы, вытеснявшей из государственной жизни ещё кое-где сохранявшиеся черты патриархальности. В результате отношения верховной власти и подданных, причём всех социальных групп, теряли межличностный характер и опосредовались государственными структурами. Но при этом все прошения и доношения частных лиц, независимо от того, в какое учреждение они подавались, писались на высочайшее имя. Эта постоянно воспроизводимая практика всякий раз должна была акцентировать в сознании просителя значение высшей власти, от воли которой зависело абсолютно всё.

И если справедливо утверждение Марасиновой, что императрица «не только старалась оградить себя от жалоб “подлых людей”, но сама крайне редко обращалась к ним» (с. 278), то надо признать, что достичь этого ей не удавалось. Получая на рассмотрение всякие мелкие частные дела никому не известных лиц, в огромном количестве сохранившиеся среди бумаг её Кабинета, на что обращает внимание и автор монографии, она тем самым знакомилась и с прошениями, их породившими. Кроме того, не Екатерина II, а ещё Уложение 1649 г. лишило крестьян возможности по суду защищаться от помещичьего произвола, поскольку именно оно все челобитные крестьян на господ, за исключением отнесённых в разряд государственных преступлений, объявляло ложными.

На основе комплексного анализа законодательных документов, насыщенных индивидуальными историями и казусами, в монографии представлены многочисленные зарисовки повседневной жизни дворян разного ранга, по выражению автора, «пульсирующая повседневность» (с. 296), обнажающая волновавшие подданных вопросы. Те же источники позволили нарисовать идеальный с точки зрения власти образ служащего дворянина екатерининского царствования и одновременно продемонстрировать, как эпизоды и обстоятельства жизни отдельного человека давали импульс появлению новых указов, а сам он, того не ведая, «становился субъектом права».

Этот ракурс взаимоотношений власти и личности, власти и общества в целом раскрывается также посредством анализа формуляров и порядка подачи прошений на высочайшее имя, характеристики форм официального обращения к монарху и подписей авторов челобитных, содержания термина «веротерпимость» и эволюции понятия «подданный» (разделы главы III «Гражданин»). В совокупности с рассмотрением законодательных установлений, регулирующих практику жалоб царю, такой анализ позволил показать, что терминологический поиск императрицы 1780-х гг. в области политического языка оставался в рамках официальной идеологической доктрины самодержавия и являлся одним из средств социального контроля над сознанием личности.

Подводя итоги, среди факторов, влиявших на законодательный процесс, Марасинова в качестве главных выделяет «объективные закономерности развития российской государственности», определявшиеся базовыми условиями и особенностями российской жизни с её «жёстким курсом мобилизационной догоняющей модели развития» (с. 404–405). Западные артикулы, кодексы и идеи, ценности идеологии Просвещения задействовались в пределах, допускаемых и диктуемых российской действительностью. «Именно поэтому российское законодательство периода просвещённой монархии строилось не столько на идеях “общего блага”, сколько на принципах прагматизма, здравого смысла и учёта “готовности умов” к правильному восприятию и исполнению распоряжений власти» (с. 405–406).

Другой важный вывод, вытекающий из совокупности всех наблюдений книги, заключается в преобладании в екатерининском законотворчестве казуального законодательства, реагирующего на «вызовы реальности» (с. 404), на случаи, не охваченные существующими правовыми нормами. Действительно, ПСЗ в томах по XVIII в. насыщено интереснейшими зарисовками, которые могли бы стать источником изучения повседневной жизни людей различных социальных и профессиональных групп. Однако, как писал Никита Панин в записке, предназначенной наследнику престола, без непременных законов «есть подданные, но нет граждан» (с. 407), а потому во второй половине XVIII в. «понятие закон, по наблюдению Марасиновой, контекстуально чаще употреблялось вместе с понятием самодержец или подданный», а не с понятием «гражданин», как у Панина. Этот термин в XVIII в. употреблялся не в смысле «противостояния абсолютизму», а был близок понятию подданный, соотносясь со всеми жителями империи как с согражданами. И только в лексиконе высшей политической элиты дворянства, вопреки официальной трактовке, постепенно складывается понимание гражданина как «человека, защищённого законом от своеволия самодержца и его личных высочайших пристрастий» (с. 408).

Монография заканчивается публикацией текстов собственноручных черновых проектов и бумаг Екатерины II, в которых отчётливо вырисовывается доктрина самодержавия, а также обнаруженной в РГАДА (ф. 10) «Авторской рукописи политического содержания с критикой внешней политики Екатерины II (1794 г., апрель)». Вместе с комментариями к посланию, предназначенному для императрицы, рукопись отразила сознание и настроения той части дворянской элиты, которой были близки идеи гражданской ответственности и сопряжённая с ними критика государственной политики и нравов двора, но в то же время «центром картины мира» которых как подданных «был всячески поддерживаемый престолом сакрализированный образ императора» (с. 473). При анализе рукописи исследовательница прибегла к консультациям с отечественными и зарубежными специалистами по екатерининскому времени. И хотя однозначно не удалось назвать смельчака, дерзнувшего в доверительном тоне обратиться к императрице с критическими замечаниями относительно её политики в Польше, состояния нравов при дворе, положения и влияния фаворитов, в ходе заочного обсуждения, как следует из примечаний к публикации документа, были высказаны тонкие наблюдения, позволившие «приблизиться к разгадке тайны авторства, обстоятельств возникновения и политического смысла письма» и комментариев к нему (с. 459).

В целом яркая, интересная и полезная книга Е.Н. Марасиновой, насыщенная заново прочитанным и преподнесённым в ином свете, казалось бы, знакомым материалом, даёт возможность на новом уровне осмыслить правовые представления российского общества и механизм их формирования под воздействием идеологии самодержавия екатерининского времени и европейского Просвещения.

References

  1. 1. Marasinova E.N. Psikhologiya ehlity rossijskogo dvoryanstva poslednej treti XVIII veka. (Po ma- terialam perepiski). M., 1999.
  2. 2. Marasinova E. N. Vlast' i lichnost': ocherki russkoj istorii XVIII veka. M., 2008.
  3. 3. Uortman R.S. Stsenarii vlasti. Mify i tseremonii russkoj monarkhii. T. 1. M., 2004.
  4. 4. Obrazy vlasti na Zapade, v Vizantii i na Rusi. Srednie veka. Novoe vremya. Vyp. 8. M., 2008.
  5. 5. Bugrov K.D., Kiselyov M.A. Estestvennoe pravo i dobrodetel'. Integratsiya evropejskogo vliyaniya v rossijskuyu politicheskuyu kul'turu XVIII veka. Ekaterinburg, 2016.
  6. 6. Tamozhennoe delo v aktakh zakonodatel'stva (1649–1825). Putevoditel' po Sobraniyu Pervomu Polnogo sobraniya zakonov Rossijskoj imperii: spravochnoe izdanie / Sost. V.G. Balkovaya, A.Yu. Popovich. Vladivostok, 2016.
  7. 7. Tamozhennoe delo v aktakh zakonodatel'stva (1825–1881). Putevoditel' po Sobraniyu Vtoromu Polnogo sobraniya zakonov Rossijskoj imperii: spravochnoe izdanie / Sost. G.S. Anikeenko i dr.; Pod red. V.G. Balkovoj. Vladivostok, 2017.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library