Проблема соотношения устойчивости и изменчивости личности является одной из ключевых в психологической науке. В статье обсуждаются методологические следствия теории неравновесных состояний для понимания процессуальной природы личности и изменчивости психологической феноменологии. Особенностью личности как сложной системы является ее способность к изменчивости, связанная с ее субъектностью. Для объяснения динамики устойчивости и изменчивости личности предлагается использовать понятие целостности. Целостность личности — это поддержание в определенном равновесии взаимодействующих тенденций к устойчивости и изменчивости личности. Главная характеристика целостности — ее интегральность, которая проявляется на разных уровнях личностной феноменологии и, соответственно, требует интегральных понятий для ее описания. В качестве базового может использоваться понятие стиля: именно стиль как способ взаимодействия человека с окружающим миром необходимо наделен устойчивостью и способностью к изменениям, тем самым обеспечивая целостность функционирования личности в контексте ее существования. Соответственно пониманию многомерности мира выделяются разные контексты существования человека. Для описания функционирования человека в ситуационном контексте используется понятие индивидуального стиля деятельности, в жизненном контексте — понятие жизненного стиля, в бытийном (экзистенциальном) контексте — понятие экзистенциальных моделей, являющихся стилевой характеристикой отношений человека с миром. Стили, связанные с существованием и активностью человека в разных контекстах, обеспечивают целостность функционирования личности. В соответствии с процессуальной природой личности ее динамика должна описываться в трехмерном пространстве векторов устойчивости и изменчивости, результирующей которых является целостность личности.
В условиях изменений современной реальности, приводящих к появлению новой феноменологии и новых понятий, входящих в научный дискурс психологии, возникает необходимость методологической рефлексии, уточнения предметного поля, понятийного и категориального аппарата психологической науки. Предметом статьи является обсуждение работ А.Л. Журавлева и Е.А. Сергиенко, посвященных анализу понятийного аппарата психологической науки. Исходя из того, что на современном этапе развития психологического знания прежних координат рассмотрения психологических понятий недостаточно, и обращаясь к принципам построения системы психологических понятий, сформулированных классиками отечественной психологии, авторы предлагают системно-сетевой принцип описания понятийного аппарата. Масштабность поставленной авторами задачи не предполагает простых и однозначных решений. Логика современного методологического анализа психологических понятий должна быть сопряжена с пониманием современного мира как неопределенного, изменчивого, незавершенного, избыточного и разнообразного. На основе обсуждения методологических предложений А.Л. Журавлева и Е.А. Сергиенко формулируются актуальные задачи развития — разработка универсальных критериев систематизации психологических понятий, создание универсального алгоритма их описания, что позволит внести строгость в формирование понятийного аппарата за счет более корректного определения статуса новых понятий, вводимых в научный дискурс, равно как и использования понятий смежных наук, и др. Решение этих и других задач по уточнению понятийного аппарата и категориального строя современной психологии может стать существенным вкладом в отечественную психологическую науку.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека