СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000516-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Рассматриваются проблемы личностного развития и игровой компьютерной зависимости младших подростков. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня выраженности игровой компьютерной зависимости у подростков и структуры их субъектности. Структура субъектности как интегративного свойства, выражающегося в отношении человека к себе как к деятелю, в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем, диагностировалась с помощью опросника “Структура субъектности младшего подростка”. Структура субъектности определяется как уровень выраженности ее компонентов: активности, осознания способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого, саморазвития. Для диагностики игровой компьютерной зависимости подростков использовался специально разработанный опросник, включающий пять основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерным играм; самоконтроль в компьютерной игре; целевая направленность на компьютерную игру; родительское отношение к компьютерной игре; предпочтение виртуального общения реальному. На выборке из 146 учащихся в возрасте от 10 до 11 лет выявлены значимые различия между мальчиками (N = 72) и девочками (N = 74) в уровне игровой компьютерной зависимости. Установлено, что игровую компьютерную зависимость чаще испытывают мальчики, а девочкам в большей степени свойственна увлеченность компьютерными играми. Проанализированы особенности субъектности подростков разного пола “зависимых” и “увлеченных” компьютерными играми. Младшие подростки с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости имеют более низкие показатели развития таких компонентов субъектности, как развитие осознанной активности, способность к рефлексии, умение понимать и принимать другого человека. Описаны компоненты субъектности, позволяющие нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости у подростков, снизить риск возникновения ее высокого уровня.
Ключевые слова
Личность, подросток, младший подростковый возраст, игра, компьютер, зависимость, опросник, стандартизация, игровая компьютерная зависимость, субъектность
Классификатор
Дата публикации
03.03.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
617
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Проспект, 1996.
  2. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности//Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. С. 110-134.
  3. Беловол Е.В., Колотилова И.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми//Психол. журн. 2011. № 6. Т. 32. С. 49-58.
  4. Больбот Т.Ю., Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006.
  5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
  6. Волкова Е.Н. Субъектность педагога (Теория и практика): Дисс.. д. психол. н. М., 1998.
  7. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007.
  8. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета//Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2008. № 2. С. 140-153.
  9. Выготский Л.С. Педология подростка//Собрание сочинений в 4-х тт. М.: Изд-во Педагогика, 1984. Т. 4.
  10. Гришина А.В. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте//Аспирантские тетради (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). СПб.: РГПУ, 2009. № 39. С.237-243.
  11. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: Дисс.. к. психол. н. Нижний Новгород, 2011.
  12. Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков: Дисс.. к. психол. н. М., 2002.
  13. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  14. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Дисс.. к. мед. н. Новосибирск, 2004.               
  15. Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: Автореф. дисс.. к. психол. н. М., 1988.
  16. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004.        
  17. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М.: Изд-во МГГУ, 2009.    
  18. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  19. Пилюгин А.Е. Зависимость от видеоигр как следствие переживаемого подростком дефицита субьектности//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 115118.
  20. Пыжьянова М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: Дисс.. к. психол. н. Нижний Новгород, 2006.
  21. Риппинен Т.О., Слободская Е.Р. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера//Психол. журн. 2014. Т. 35. № 4. С. 18-25.
  22. Рыженко С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: Дисс.. к. психол. н. Краснодар, 2009.
  23. Серегина И.А. Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога: Дисс.. к. психол. н. М., 1999.
  24. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Чрезмерное использование Интернета: факторы и признаки//Психол. журн. 2013. Т. 34. № 4. С. 105-114.
  25. Трафимчик Ж.И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей младшего школьного возраста//ЗОЖ. 2011. № 1. С. 22-26.
  26. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований//Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 86-102.
  27. Щукина М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: Дисс.. к. психол. н. М., 2005.
  28. Goldberg I. Internet addiction. 1995. URL: http://www.psycom.net/iasg.html.
  29. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality/Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997.
  30. Shotton M.A. Computer Addiction? A study of computer dependency//J. Affective Disorders. 1998. № 5. P. 56-59.
  31. Young K. Caught in the Net. N.-Y.: John Wiley and Sons, 1996.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести