ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПСИХОАНАЛИЗЕ
ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПСИХОАНАЛИЗЕ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Рассматривается развитие идей психоанализа в творчестве Л.С. Выготского. Идея овладения своими желаниями через выраженность в слове, разработанная в теории психоанализа, может быть с достаточным основанием сопоставлена с идеей овладения собой через знак, представленной в теории Л.С. Выготского. Близость обусловлена единством в понимании функции знака, заключающейся в интериоризации социального контроля. Критерием развития психики личности и в психоанализе, и в культурно-исторической теории выступала возможность субъекта самому осуществлять регуляцию низших, архаических форм психических процессов через представленность их в отчужденной форме слова. И Фрейд и Выготский в разработке этой проблематики явно или не явно опирались на диалектику Гегеля применительно к пониманию процесса развития психики на онтогенетическом и филогенетическом уровне. Рассматриваются вопросы, посвященные роли знака в развитии психики и представления об интерсубъективной природе сознания.
Ключевые слова
культурно-историческая теория, знаковое опосредование, интерсубъективность, сознание, высшие психические функции, психоанализ.
Классификатор
Дата публикации
01.11.2004
Всего подписок
0
Всего просмотров
549
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. Благовещенск, 1998
  2. Брушлинский А.В. Первые уточнения текстов Л.С. Выготского // Психол. журн. 1996. № 3. С. 19     
  3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С. Выготский: Собр. соч. в 6 т. М., 1982. Т. 1.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Л.С. Выготский: Собр. соч. в 6 т. М., 1982. Т. 2.
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С. Выготский: Собр. соч. в 6 т. М., 1982. Т. 3.
  6. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Л.С. Выготский: Собр. соч. в 6 т. М., 1984. Т. 6.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987
  8. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1998. Т. 1.
  9. Лакан Ж. Семинары. М., 1998. Т. 1.
  10. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995.
  11. Фрейд 3. “Я” и “Оно”. Труды разных лет: В 2-х кн. Тбилиси: Мерани, 1991.
  12. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989.
  13. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
  14. Фрейд 3. Недовольство культурой // Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
  15. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. М., 1998.
  16. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск, 1991.
  17. Эткинд А.М. Содом и психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996.
18.         Эткинд А.М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести